Инцест
Сексуальные девиации - различные формы отклонений от общепринятых в рамках данной этнической культуры форм полового поведения. Девиации (парафилии) не являются вариантами сексуальной ориентации.
Диагностика сексуальных девиаций
В литературе называются следующие критерии, при наличии которых сексуальная девиация признаётся заболеванием, нуждающемся в лечении:
- · Неоднократное повторение девиантных сексуальных переживаний в течение минимум 6 месяцев.
- · Совершение девиантных действий или наличие девиантных фантазий причиняет больному страдания, наносит ущерб его социальному благополучию (увольнение с работы, наказание за совершение антиобщественных поступков).
- · Отсутствуют признаки иных психических расстройств.
- · Первопричиной отклонений не является злоупотребление алкоголем или наркотиками.
- · Совершение отклоняющихся действий в условиях утраты контроля над собственным поведением, несмотря на возможные неблагоприятные последствия.
Польский сексолог Збигнев Лев-Старович, например, классифицировал сексуальные девиации следующим образом:
- · По объекту сексуального влечения.
- · По способу достижения сексуального удовлетворения.
Однако, понятие «инцест» выносится отдельно как сложная сексуальная девиация, «нетипичные сексуальные отклонения».
Инцест (лат. incestus — «преступный, греховный»)– половые сношения с близкими кровными родственниками (отцом, матерью, сыновьями и дочерьми, братьями и сестрами).
История становления понятия такова:
Первобытное общество:
Еще на ранней стадии своего развития человеческое общество наложило суровое табу на инцест - половые отношения с кровными родственниками.
Как предположил американский этнограф Льюис-Генри Морган (Lewis-Henri Morgan, 1818 - 1881), брачные отношения, по мере развития человеческого сообщества, эволюционировали от беспорядочных, нерегулируемых половых связей (промискуитета), к групповому браку, и далее к моногамии.
Экзогамия – правило, по которому брачные отношения допускаются лишь между представителями разных кланов. Предположительно, правило это стало обычаем, законом, традицией еще во времена перехода от промискуитета к групповому браку. Одним из мотивов появления и развития сексуальных ограничений стал, по всей видимости, страх инцеста. Немногим позже, но еще в доисторические времена, традиция экзогамии у многих народов слилась с возникшими тотемическими представлениями. Следствием стал сакральный запрет браков и секса между членами одного тотема. Запрет, следует отметить, весьма жесткий. Еще в девятнадцатом веке нарушение его у Австралийских племен каралось смертью обоих виновных. Поскольку тотем получали в наследство от матери, то поддерживаемая им экзогамия препятствовала кровосмешению между единоутробными братьями и сестрами, сыновьями и матерями. Ведь все они принадлежали к одному тотему. Но тотемические ограничения не мешали сексуальным отношениям отца и дочери – они принадлежали к разным тотемам.
Защиту от инцеста усиливали традиции, не связанные с тотемами и экзогамией, получившими название «avoidances» – «избеганий», возникшие, предположительно, во времена исчезновения группового брака. Суть избеганий в запрете или ограничении общения разнополых членов одной семьи: братьев, сестер, подросших детей и родителей противоположенного пола, невесток и родственников мужа, зятя и родственников жены. Обычаи избегания запрещали оставаться наедине, участвовать в одной трапезе, находится на близком друг от друга расстоянии, разговаривать.
Древние цивилизации:
В Египте существование инцеста среди фараонов было обусловлено тем, что престол передавался по женской линии, то есть сыну фараона нужно было жениться на своей сестре, чтобы потом стать правителем царства. Царская чета считалась воплощением богов, в первую очередь — братьев Осириса и Сета, женатых на своих сестрах Исиде и Нефтиде. Династические браки освящались с позиций престолонаследия, удержания власти в кругу одной семьи, сохранения чистоты крови «воплощений богов» и недопустимости родственных связей с нецарствующими семьями.
У древних римлян слово incestus обозначало вообще всякое прелюбодеяние.
Эдип и Антигона покидают Фивы
В античных языческих верованиях инцест был нормой жизни богов. Вся древняя мифология полна инцестуозных и промискуитетных сюжетов. Однако проступок царя Эдипа в трагедии Софокла именуется «грехом». Древнегреческие мифы, не одобряя плотской любви брата и сестры, видели в ней в первую очередь не аморальность, развращенность или преступление, а скорее трагедию неразрешимого конфликта между непреодолимым влечением и противозаконностью инцеста. У древних греков кровосмешение, похоже, занимало место, доставшееся позже трудами Шекспира Ромео и Джульетте.
Древнейшие, времен стаи, императивы сохраняют свою жизнеспособность и в современном человеке. Они требуют от мальчика, юноши, мужчины стремиться к статусу главного самца, агрессивно подавлять посягательства соперников, а от девочки, девушки, женщины – занять ближайшее к вожаку место в иерархии самок.
Причины:
Нарицательным стало имя одного из героев древнегреческого эпоса - Эдипа, который, нечаянно убив отца, стал мужем собственной матери и имел от нее детей. Имя Эдипа послужило основой для понятия “Эдипов комплекс”, которым объясняется характерная установка ребенка по отношению к родителям. Согласно З. Фрейду, у ребенка 3–5 лет пробуждается влечение к родителю противоположного пола, которое затем подавляется, но существует подсознательно. Мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, которое смешано с чувством страха по отношению к отцу.
Девочки в матери, а мальчики в отце видят соперников, препятствие в реализации своего желания, влечения. Конкуренты отнимают у ребенка внимание родителей, поэтому желание от них избавиться понятно, но родители ведь заботятся о ребенке, они источник тепла, любви, защиты... И у «аморального эгоиста» нет вроде бы мотива фантазировать об их смерти. «Разрешению этой трудной задачи помогает то обстоятельство, что сновидения о смерти родителей в огромном большинстве случаев касается одного пола со спящим» («Толкование сновидений»).
Растление.
Сексуальные отношения с несовершеннолетними - отдельный разговор, здесь не так важно, инцест или нет - все это является растлением и преследуется в уголовном порядке. Статистика показывает, что при инцесте с несовершеннолетними 80% жертв – девочки. Инициатор – отец или отчим.
Половые сношения между сыном и матерью обычно случаются, когда тот психически болен (чаще шизофренией) и принуждает мать к сожительству. В сношениях с дочерью инициатором чаще бывает пьяный отец, а пострадавшими – девочки 9‑12 лет или в возрасте полового созревания. Если отец был первым сексуальным партнером в жизни, то влечение к нему может упрочиться (зафиксированы случаи регулярных сношений отца с дочерью тайком от матери).
Возникает вопрос, почему матери не препятствуют происходящему, если знают. Анализ зафиксированных случаев показывает, что в большинстве своем матери сами являются жертвами, подавлены мужчинами и не могут возражать.
Есть, однако, случаи, когда матери потворствуют насильникам, объясняя это тем, что "зато налево не ходит". Очевидно, что в этой ситуации обоим родителям необходима психологическая корректировка (и наказание за преступление, естественно).
Эдипов/комплекс Электры может по-своему проявляться в таких ситуациях, ибо половой контакт не позволяет психике правильно сформироваться. Не единожды зафиксированы случаи, когда при инцесте мать и сын, отец и дочь говорят, что ни с кем из неродных таких острых ощущений не было. Или, если отец совокупляется с несколькими дочками, нередко между детьми возникает ревность. Это, конечно, тоже девиация.
Общество против!
Запрет на инцест встречается почти у всех народов. Общественное сознание воспринимает кровосмешение как одно из наиболее тяжких нарушений морали. Супружеская неверность, сексуальная неразборчивость, проституция по глубине осуждения заметно уступают инцесту в глазах большинства. При этом в современных развитых странах инцест, если он не результат насилия или совращения несовершеннолетних, не влечет за собой уголовного преследования (исключения – Германия, Дания, Польша, Швейцария, Сербия и Ирландия). Добровольная сексуальная связь между совершеннолетними родственниками по российскому законодательству преступлением также не является.
По ныне действующему российскому Семейному кодексу, запрещены браки между:
- · родственниками по прямой восходящей линии (то есть между некоторым лицом и его детьми, либо внуками),
- · между полнородными и неполнородными братьями и сёстрами,
- · между усыновителями и усыновлёнными.
Таким образом, брак между дядей и племянницей, тётей и племянником или между двоюродными братом и сестрой не запрещён.
Православная церковь не венчала даже двоюродных братьев и сестер, что разрешается римско‑католической церковью.
Причины запрета:
При инцесте значительно повышается вероятность встречи одних и тех же патологических генов. То есть, снижаются преимущества полового размножения, которые в соответствии с гипотезой Кондрашова или детерминированной гипотезой мутаций, проявляются в возможности избавления от вредных мутаций путём компенсации здоровой копией того же гена, полученной от другого родителя.
Если при неродственных браках вероятность рождения ребёнка с серьезным генетическим (врожденным) дефектом или умственной отсталостью порядка 3—4 %, то при инцесте она значительно возрастает. В генетике данный процесс называют выщеплением рецессивных гомозигот.
В статье использовались материалы сайта http://psytera.com