Рецензия на "Облачный атлас"
«Страх, вера, любовь — явления, определяющие ход наших жизней. Эти силы начинают действовать до нашего рождения и продолжают после смерти».
Цитата из фильма.
· В психологии существует такое понятие как экзистенциальный кризис. Его причинами могут быть:
- чувство изолированности и одиночества;
- осознание собственной смертности, или осознание отсутствия загробной жизни;
- осознание, что собственная жизнь не имеет цели или смысла, ни сверхъестественного, ни простого, кроме как жизнь ради жизни.
Мне кажется, тем, кто проникся философией фильма «Облачный атлас», этот кризис не грозит. Главная мысль – мы не просто в ответе за свои поступки, наши действия формируют наше настоящее, наше будущее не только в этой жизни, но и в следующей. Каждый наш шаг может изменить ситуацию в корне, привести нас к той или иной ступени развития.
Виктор Франкл в свое время сказал:
Мы существуем постольку, поскольку мы открыты для окружающего мира. Человек не для того здесь, чтобы наблюдать и отражать самого себя; он здесь для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя.
Эта же мысль прослеживается и в фильме. Пожалуй, проще всего пронаблюдать ее на примере героев Тома Хэнкса и Хью Гранта. За точку отсчета примем первое появление в хронологическом порядке: Тихоокеанский дневник Адама Юинга — 1849 год.
Доктор Генри Гуз (Том Хэнкс) жаждет денег, ради них затевает убийство и сам же погибает в борьбе за то, что ему не принадлежит. Вторая часть – «Письма из Зедельгема» - управляющий отелем вымогает деньги, сколько может, не стесняется и жилетку с человека снять, тем самым завершая планы прошлой жизни. Насколько ужасен его поступок? Был ли он еще одним звеном, подтолкнувшим Роберта Фробишера к самоубийству? Сложно сказать. Третья часть – «Первое расследование Луизы Рей» - физик Айзек Сакс встает перед выбором: предотвратить гибель многих или прогнуться под ситуацию и смолчать. Трагический изъян Айзека Сакса в том, что он трус. И накануне своей гибели Айзек был близок к преображению, но самолет взорвался, а вместе с ним записи и размышления.
Записи – это важно, потому что в следующей части он предстает перед нами Дермотом Хоггинсом, автором книги «Кулаком в зубы». Книга продается, завершая предыдущий этап. Но развития не происходит, иногда завершение предыдущего этапа чревато падением. Что же происходит? Потребность в самоутверждении в данном случае проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии, и в основе его лежит представление о том, что сильные, властные люди, люди, которые вызывают уважение и даже страх, люди уверенные в себе, ведущие себя наступательно и агрессивно, заслуживают большей любви или, по крайней мере, с большим правом пользуются ее плодами. Именно в силу этого представления человек, которому недостает любви и который ищет ее, может демонстрировать самоуверенное, агрессивное поведение. И в своем последнем воплощении - Захри Бейли – у героя появляется последний шанс проработать свои страхи и принять решение, куда идти. В этом и заключается эволюция сущности.
На самом деле психология подразумевает такое развитие, но в пределах одной жизни, а не нескольких перерождений. То есть этапность в психологии сохраняется, но при этом и сокращается. Мы не можем перейти на новый этап развития, не завершив предыдущий. Возможно, в этом и есть смысл жизни. Мы творим поступки, а поступки творят нас. Фрейд искал причины нервозов в детстве, фильм ищет предпосылки в прошлых жизнях.
«Мы не хозяева собственной жизни. Мы связаны с другими прошлым и настоящим. И каждый проступок, как и каждое доброе дело, рождают новое будущее».
Цитата из фильма.
И есть люди, которые могут преодолеть эти ступени развития, а есть и те, кто спокойно из перерождения в перерождение идет по знакомой колее.
Герои Хью Гранта: преподобный Джайлз Хоррокс, хозяин отеля, глава корпорации, Денхольм Кавендиш, Сир Ри, смотритель в кафе, и вождь племени Конов не прорабатывают прошлое. Они шаг за шагом совершают одни и те же поступки. Если вспомнить пирамиду Маслоу, то она выглядит так:
И если рассматривать перерождения с этой точки зрения, то все они оказываются на низшем уровне. В данном случае происходит подмена ценностей. Человек, не встречая никаких преград на пути удовлетворения своих желаний, не постигает всей ценности дарованного ему. Так, преподобный не понимает, чем плохо рабство, и ставит негров на социальную ступень ниже. А Сир Ри использует фабрикантов для удовлетворения собственных потребностей. Экзистенциальная психология утверждает, что человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им. Однако в случае с Ри/вождем/преподобным видно, что здесь, сознательно или нет, человек занял позицию «под влечением», где его желания управляют им, но не наоборот. И, соответственно, нет той эволюции, к которой взывает сама философия фильма, нет развития личности. Цитируя все того же Франкла: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю».
Принято считать, что в любых ситуациях исход примерно на 2% зависит от внешних обстоятельств и 98% - от нашего решения. Каждый день, каждую секунду мы принимаем решения, способные изменить нашу жизнь. Прошлое строит настоящее, а настоящее – будущее. И каким оно будет – решать нам. Больше некому.