Выставка "Паша 183"
В минувший уикэнд удалось посетить удивительную выставку художника Павла Пухова (1983-2013), многим известного под псевдонимом Паша 183. Выставка проходит в Московском музее современного искусства на Гоголевском. Это первый в российской выставочной практике проект, в котором встречаются музейное пространство и уличное искусство на примере творчества одного художника. Коротко собственные ощущения от выставки могу выразить в двух словах: "Я поражен!!!" Если же говорить развернуто - не хватит слов. Яркая, необычная... - это все не то. Увиденному требуется философское осмысление, что заставляет отводить отложившимся зрительным образам экспонатов самое видное, самое почетное место на полочке памяти. Такое не забывается!
Ниже - небольшой авторский фотоотчет о посещении выставки. Но сперва все же немного официальной информации:
Павел Пухов или Паша 183 не ограничивался только граффити, к которому он обращался в начале творческой карьеры в 2002 г. На выставке представлены иные грани уличного искусства, проявившиеся в последующих работах художника - монументальные инсталляции с использованием световых и оптических эффектов. Паша 183 размышлял о подавляющей роли индустрии в современном обществе, о пошлости и коммерциализации («Индустрия», «Аленка»), об одиночестве («Взаперти») и выходе из зоны комфорта («Поджигателям мостов – посвящение»), в память об августовском путче 1991 года превращал стеклянные двери метро в ОМОНовцев («Правда на правду — (19.08.91 - напоминание)»), в дань памяти жертвам и подвигам Великой Отечественной войны помещал на стену проекцию артиллерийского залпа 1945 года («День победы»). Работы, созданные Пашей 183 вне улиц, находятся в частных собраниях в Париже, Лондоне и Москве.
Паша 183 стал известен всему миру в 2012 году, благодаря публикациям в ряде зарубежных изданий, в том числе The Guardian, The Huffington Post, The Telegraph. В 2013 году в пригороде Парижа, он впервые показал свои живописные работы на совместной выставке с французским художником Nebay, в рамках фестиваля RussenKo. Британский художник Бэнкси посвятил Паше 183 одну из своих работ, названную «P183. R.I.P».
Характерной особенностью творчества Паши 183 было гармоничное сочетание уличного антуража и ярких, лаконичных образов. Особое место в его работах занимала музыка: он вдохновлялся лирикой русских рок-музыкантов и хип-хоп исполнителей и создавал их портреты. В 2012 году он выступил в качестве художника-оформителя рок-мюзикла TODD. Стимулируя активность зрительного и смыслового восприятия с помощью самых неожиданных выразительных средств, он предлагал выйти за мысленные пределы предложенных обстоятельств.
Выставка полностью занимает второй этаж площадки музея на Гоголевском бульваре. ММОМА представляет воссозданные уличные инсталляции, фотографии стен и объектов, живописные работы, выполненные Пашей 183 в последние годы жизни. Также в экспозицию вошли документальные и телевизионные видеоматериалы, созданные художником и при его участии. На время выставки, музейные залы стали своего рода продолжением улиц, с присущими им атрибутами: снегом, остановками, телефонными будками, камерами видеонаблюдения и стальными заборами.
Одна из оригинальных работ художника - инсталляция: полицейская машина,
по своей форме напоминающая буханку хлеба. Ассоциативно - возникает образ тостера, а "буханку" остается лишь порезать на "аппетитные" ломти, дабы "поджарить" их:
Еще одна довольно известная работа Павла Пухова: "Аленка"
В подобном творческом интерьере рождались многие замыслы и воплощались в жизнь:
Особое отношение у художника было ко времени. Или... у времени, к нему...
Странное чувство испытываешь, покидая эту необыкновенную выставку..
Чудится, будто ты что-то забыл: пропустил какой-то уникальный, самый интересный экспонат, или просмотрел некий кадр фильма, где Паша предстает перед зрителем без привычной, загадочной маски. И появляется непреодолимое желание вернуться... - нет, не желание! - УВЕРЕННОСТЬ!!! Да, именно уверенность, что ты обязательно вернешься сюда. Возможно, возникновение сего мистического ощущения объясняется особой тонкой энергетикой выставки. Ведь тот, чьи работы представлены на ней, покинул этот мир - как и все гении - рано. Ему шел только тридцатый год. И то, чего он не успел воплотить в жизнь - его мечты, замыслы, идеи - в залах выставки чуть ли не материализуются, становятся почти осязаемыми. Но... всего лишь - почти. Впрочем, наверное, именно по этой причине и кажется тебе, что ты здесь что-то пропустил - кого-то не заметил на этой мистической "остановке времени" и не смог поблагодарить его за эту экскурсию в иное измерение, в его бессмертный мир...
1 апреля 2014 года исполнился год со дня ухода Павла Пухова - Паши-183...