ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
16+
100 Book Challenge: #73 Меланхолия гения
Культура
0 6124
15 января 2018

100 Book Challenge: #73 Меланхолия гения

Имя датского режиссера Ларса фон Триера делит киноманов на два лагеря: одни считают его гением и заслуженным лауреатом множества наград, другие – больным извращенцем, эпатирующим публику. Журналист Нильс Торсен в своей книге "Меланхолия гения" раскрывает все секреты именитого режиссера.

#73: Меланхолия гения / Geniet

Мне знакомо большинство его специфичных работ, причем насколько сильно меня впечатлила «Нимфоманка» и «Догвилль», настолько люто я ненавижу его музыкальную драму «Танцующая в темноте» или религиозную драму «Рассекая волны», в которой мелодраматизм доходит до абсурда. Это не самые плохие фильмы на свете, но слишком уж переоцененные, на мой взгляд и вкус. Поэтому отношение к мэтру артхауса у меня двоякое. Вроде бы уважаю его за фирменный почерк, концептуальность идей и попытки выйти за грани мейнстрима, умение выжать из актеров игру с надрывом. Но с другой стороны – мне неприятно его самолюбование, эксцентричные выходки, высмеивание того, что для других является важным. Даже его идея с проектом "Догма-95" вызывает противоречивые чувства от уважения, что суть фильма должна стоять выше спецэффектов, до какого черта он диктует кому-то правила?

В какой-то момент я задумался и понял, что совершенно ничего о нем не знаю, кроме скандальных выходок в Каннах, когда он с сочувствием отнесся к Гитлеру на премьере "Меланхолии", шумихи вокруг его "Идиотов", где актеры занимались несимулированным групповым сексом, антинаграду экуменического жюри за "Антихриста", премьера которого была освистана в прямом смысле слова и т.п. Может, это всего лишь игра на публику, а в повседневной жизни злой и страшный серый волк оказывается кротким пушистым ягненком? Почему он часто затрагивает тему религии, секса и смерти в своих фильмах? Почему не верит в хэппи энды? Как он уговаривает актеров на откровенную обнаженку и провокационные роли? Почему он прячется от прессы, давая любой инфо повод, кроме откровенного интервью без кокетства? Видимо, похожие вопросы интересовали журналиста Нильса Торсена, решившего написать книгу, опираясь не только на рассказы самого фон Триера о себе любимом и гениальном, но и на мнения тех людей, которые были знаковыми в его жизни. Мне на самом деле интересно было читать чужие мнения о нем. Это как с нашим Звягинцевым, которого уважают в Европе и ругают чаще всего на родине за то, что выносит сор из избы, снимая свою чернуху.

Первое же впечатление от старшего научного сотрудника Орхусской государственной библиотеки Педера Гренгора, посвятившего анализу фильмов фон Триера целую книгу, настолько созвучно моим собственным мыслям, что хотелось пожать ему руку и выразить респект за позицию «А король-то голый!».

"Особенно мне не давала покоя эта его высокомерность. Что он считает себя вправе диктовать, что правда, а что ложь в киноискусстве. (…) Это напоминает классическую детскую тактику – вести себя невозможно, чтобы гарантированно заслужить тем самым всеобщее порицание, потому что это гораздо безопаснее, чем стараться удивить свое окружение чем-то созидательным, во что ты предварительно вложил всю душу".

Но чем дальше я читал про него и узнавал в повседневной ситуации, тем больше стал понимать и его самого, и его фильмы. Я не могу сказать, что он стал мне более симпатичен, как личность. Тем более, что характер у него настолько скверный, насколько многие говорят о нем. Автор пролил свет, что ноги у этой капризности и ребячества растут из самого детства, где ребенку не уделялось должного внимания со стороны матери, поэтому он занимался самовоспитанием. Ларс даже сейчас вряд ли вырос в плане межличностных отношений, потому что считает любое столкновение интересов самым настоящим предательством. Например, его размолвка с бывшим продюсером Вибеке Винделев, которая уволилась из Центропы, а после заняла престижный пост в другой кинокомпании, разрисованная фотография Пенелопы Крус, потому что она, видите ли, предпочла заработать денег на "Пиратах Карибского моря", отказавшись от главной роли в "Меланхолии" и пр. похожие ситуации. Он с детства привык придумывать себе игры по собственным правилам, но мир не может крутиться только вокруг его оси. Уж насколько у меня самого адаптивный характер, но даже моего терпения надолго не хватило бы в общении с ним.

Однако, в некоторых моментах можно отнестись с сочувствием к человеку, который изводит себя своими страхами. Когда мы видим человека слабым, то стараемся относиться к нему более снисходительно. Ему и так несладко живется в постоянных переживаниях, что он скоро умрет от какого-нибудь недуга или катастрофы. Ларс боялся в детстве смерти от аппендицита или атомной бомбы. Отсюда, наверное, появилась идея снять "Меланхолию". Вообще после книги я понял, что многие его сюжеты косвенно касаются личного. Например, основная задумка "Идиотов" явно списана с его отца, который на людях притворялся инвалидом. А это уже говорит в пользу его фильмов, что он не только выпендривается, но и выражает в них себя через какие-то ситуации или героев. И да, я так полагаю, что истеричность его героинь списана с него самого)) Я открыл для себя, что он бывает очень ранимым, добрым, заботливым по отношению к детям. А недостатки - они ведь у каждого имеются. Правда, иногда мне казалось, что он спекулирует даже на своем неврозе, постоянно поднимая эту тему, как оправдание своим причудам.

В целом, книга получилась информативной, но местами однообразной и скучной. Слишком много литья воды и пустых разговоров, совершенно никчемные воспоминания, как Ларса одолел понос, постоянные напоминания о его страхах. Это будет интересно только тем, кто знаком с творчеством режиссера. Во всяком случае, главы о съемках тех фильмов, которые я сам видел, рассуждения режиссера и его личные впечатления от результата, больше всего понравились мне. Он реально умеет мыслить креативно. Вот даже его задумки взять на главную роль в "Меланхолии" Пенелопу Крус или Ольгу Куриленко. Черт побери, я бы хотел их увидеть в таком непривычном образе! Полностью согласен с мнением самого фон Триера, что он должен был получить награду в Каннах именно за "Догвилль". Считаю, что именно там лучше всего видно его мастерство (хотя "Нимфоманка" мне ближе по драматургии), когда в определенный момент погружаешься в атмосферу и напрочь не замечаешь нелепости театральных декораций. Такие люди нужны кинематографу, потому что он рискует ради искусства и не боится быть освистанным. Это мой киноншый Иэн Макьюэн . Смотрю, часто плююсь, но всё равно любопытно, что он выкинет на этот раз.

Цитаты:

Наполеона тоже, говорят, очень хвалила мама – похоже, это все, что нужно для успеха.

* * *

Если кто-то убьет девочку, ты будешь возмущен. Но если эта и другие
бомбы убьют десять тысяч человек, ты просто перевернешь газетную страницу.

* * *

Фильм должен быть как камешек в ботинке.

* * *

Одиночка этот к тому же настолько угловат, что близкие люди постоянно о него царапаются.

* * *

– Ты помнишь, чего ты хотел добиться этим фильмом?
– Чтобы бабы мне давали, понятное дело, – смеется он. – Естественно, безрезультатно.

Источник: I-GENCY.RU
Теги: книги, нильс торсен
Автор Публикации:

Комментарии:
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться