100 Book Challenge: #48 Театр
Сомерсет Моэм написал свой самый известный роман "Театр" в 1937 году. А уже спустя всего несколько лет автор стал одним из самых известных и богатых писателей английской художественной литературы. Моэм не скрывал того факта, что пишет «не ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но, при этом, отнюдь не возражает, если творчество обеспечивает ему, помимо прочего, ещё и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином».
#48: Театр / Theatre
В своем самом известном романе Сомерсет Моэм позволяет читателю приоткрыть тяжелый занавес и ознакомиться с подноготной театральной тусовки. Не только пройти за кулисы в гримерку ведущих актеров и наблюдать за генеральными прогонами репетиций, но и узнать о повседневной жизни профессиональных лицедеев, какими они бывают в обществе друзей, семьи, смывая остатки сценического грима и лоска. Тема, безусловно, интересна. Где, как не в кулуарах бэкстейджа, можно узнать последние сплетни и пикантные подробности? По сути Моэм срежиссировал свой спектакль на страницах романа, где на сцене показывают любовный треугольник с сопутствующими сантиментами, а уже за кулисами есть возможность проанализировать психологические образы главных героев и увидеть большую глубину в замыслах автора. Проблема в том, что его любовный водевиль совсем меня не зацепил. Измены, тайные свидания, ревность - это всё смотрелось вторично, потому что не хватало настоящих эмоций. Чувствуется, что интрижка развивается по заранее сформированному шаблону, где изначально прописаны мизансцены для заламывания рук и слез в подушку. Джулия не убедила меня в своей любви к Тому или даже в своей эмоциональной привязанности, поэтому не добилась моего сопереживания.
Но сам образ Джулии Лэмберт получился ярким и привлекательным. К этой актрисе нельзя остаться равнодушным, покуда все вокруг восхищаются ее талантом и природным магнетизмом. Если читатель может только представить, как она блестяще отыгрывает драматичные мизансцены в каждом новом образе, демонстрируя актерские навыки, то ее чувство такта в общении с другими людьми и умение выкрутиться из щекотливой ситуации бросаются в глаза и на самом деле заслуживают уважения. Наверняка у многих из нас было желание вернуть какой-то разговор назад, чтобы сформулировать свою мысль иначе, выдать какую-то остроту или парировать словесный выпад оппонента более изящно. Секрет профессионализма Джулии именно в том, что она не только молниеносно соображает, что лучше ответить и какие подобрать слова, но и в том, что она сразу же подкрепляет эффект правильной интонацией и утонченными жестами, дабы не выглядеть нелепо со стороны. Обвинять Джулию в том, что она искусственная фальшивка и лицемерка, несправедливо. Творческая профессия накладывает свой отпечаток на характер и поведение актрисы. Она постоянно находится в образе, который соответствует ситуации. Она не может перестать играть, покуда публика смотрит на нее. Она жива, пока есть ее зритель рядом, и впадает в уныние в какой-то глуши, где некому оценить ее талант.
Если смотреть на актерскую игру более глобально, то в этом притворстве и состоит вся наша жизнь по сути. Так или иначе, мы отыгрываем свои роли в обществе и не можем избежать штампов в поведении, поскольку должны придерживаться правил хорошего тона. Просто кто-то делает это более убедительно, безо всякой натуги, поэтому кажется искренним и душевным, а у кого-то не хватает опыта скрыть фальшь в стандартной дежурной улыбке, за которую он будет уличен в лицемерии. Сын обвиняет мать в том, что она не может быть сама собой, поскольку сыплет цитатами и примеряет маски чаще, чем новые платья. Но это и есть она, иначе сыграла бы роль заботливой мамы-наседки, как это принято в обществе. Быть собой - это же не значит, что стоит забить на воспитание и нормы поведения, руководствуясь только инстинктами. Быть собой - это играть свою роль, уметь подать себя, чувствуя гармоничную связь с выбранным образом. Во всяком случае, Джулия не играла роль недотроги, как это присуще многим девушкам, она смело бросалась в омут с головой. Но не от избытка чувств к мужчинам, а от желания отыграть новый эпизод и получить новые эмоции. Конечно, она эгоистична и надменна по отношению к другим. Но мне всегда импонировали женские образы с характером, которые умеют постоять за себя. А Джулия именно такая героиня.
Цитаты:
Людям не нужен резон, чтобы сделать то, что они хотят, им нужно оправдание.
* * *
Женщина привлекает к себе мужчин, играя на своем очаровании, и удерживает их возле себя, играя на их пороках.
* * *
Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделала, тяни её сколько сможешь.
* * *
Только женщина знает, на что способна другая женщина.
* * *
Все же лучше знать, что ты дурак, чем быть дураком и не знать этого.