ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
16+
100 Book Challenge: #44 Краткая история всего
Культура
8 3622
02 марта 2017

100 Book Challenge: #44 Краткая история всего

Сегодня мы разбавим список художественной литературы зарубежным нон-фикшном и познакомимся с трудами Кена Уилбера, американского философа, разработавшего теоретические и практические положения интегрального подхода, целью которого является синтетическое объединение открытий, совершенных в таких различных сферах человеческой деятельности, как психология, социология, философия, мистицизм и религиоведение, постмодернистские движения, эмпирические науки, теория систем, а также и в других областях.

#44: Краткая история всего / A Brief History of Everything

К прочтению опуса заокеанского философа Кена Уилбера я подошел с максимально возможным пиететом. Ну, думаю, нон-фикшн читать - это вам не хухры-мухры, а вещь сурьезная! Тут надо быть подготовленным - собрать полученный и во многом растерянный багаж школьных и университетских знаний, вооружиться нигилистическим взглядом (на всякий случай!) и принять боевую готовность впитывать аки губка сокрытую доселе истину. Нахватаюсь умных и непонятных мыслей, буду потом форсить перед знакомыми своей интеллектуальностью и изысканным вкусом. Увидят они меня с книгой, поинтересуются, что это я так сосредоточенно читаю с задумчивым взором вдаль, как будто мысль авторскую пробую на вкус. А я им лениво отвечу: "Да так... Об интегральной теории задумался. Занимательная вещица. Жаль, что обсудить не с кем. Не для средних умов..." Если взглянуть на данную ситуацию эмпирическим путем извне, то я буду выглядеть типичным выскочкой-снобом. Но я-то знаю, что истинная интерпретация говорит о том, что созерцательный взгляд в даль - это не снизошедшее внезапно прозрение, а всего лишь ответная реакция на скучное переливание автора из пустого в порожнее. Шутки шутками, а книга меня на самом деле утомила, став настоящим испытанием на усидчивость и выносливость.

Сначала разберемся с самим понятием интегрального видения мира, чтобы непосвященный потенциальный читатель знал, под каким ракурсом придется смотреть на труды Уилбера. Все мы помним, что интеграл - это какая-то непонятная штука в математике, которую чудом надо было решить, чтоб получить зачет, не завалив сессию, и которая в будущем нам никогда не пригодится. Отталкиваясь от определения математического интеграла, получаем некую величину, рассматриваемую, как сумму ее бесконечно маленьких частичек. Интегральная теория Уилбера - это и есть та компиляция различных теорий и гипотез ученых и философов со всего мира (такому перечню фамилий может позавидовать любая записная книжка). Если проводить аналогию с баянистым примером, где стакан наполовину пуст или полон, то мэсседж автора не в том, чтобы научить оптимистов и пессимистов толерантно относиться к противоположной точке зрения, а в том, чтоб они перестали трахать друг другу мозг взялись за руки и признали, что в стакане ровно половина воды. В этом, конечно, есть рациональное зерно здравого смысла. Ведь если отвергать альтернативные версии на корню, то взгляд на ситуацию будет узким и однобоким. Вот автор и описывает вехи развития разума, который способен постепенно прийти не только к разумению данного правила, но и к практичному применению его.

Но главная моя претензия к книге вовсе не в том, что автор позиционирует себя, как тот самый высший разум, достигший максимально продвинутого уровня. Как минимум, стоит его похвалить, что он изучил множество источников информации и сумел это всё систематизировать, отделяя мух от котлет по разным сторонам интеллектуально-философских баррикад. Правда, от его выпендрежа по поводу собственной гениальности в послесловии меня покоробило. Да и пафосных нравоучений слишком много. Рассказал свою идею - молодец! Пусть читатель сам решит, готов он прийти к ней морально и интеллектуально, близко ли ему по духу такое положение вещей. А здесь прям зомбирование, как в секте какой-то "Слейся с Космосом!". Может, я не хочу быть ни горой, ни травкой, ни облачком. Хуже всего, что "Краткая история" получилась вовсе не краткой, а невероятно нудной и растянутой. Уилберу мало разжевать и растянуть свою мысль, он же еще пишет книгу в формате интервью, то бишь сам себе задает вопрос, потом развернуто отвечает на него, просит конкретизировать или уточнить, привести примеры, а сверху еще подытожить и повторить эту мысль еще сотню раз, пока не закончится бумага или терпение читателя. Мне кажется, что у меня до конца жизни будет теперь нервный тик на такие слова, как флатландия или схлопывание космоса. Иногда его повторения доходили до абсурда:

В.: Мудрость и сострадание - это еще Эрос и Агапэ.
К.У.: Верно, восходящий Эрос и нисходящая Агапэ, трансцендентность и имманентность... [бла-бла-бла]
В.: Это еще Бог и Богиня - проявляющиеся как Эрос и Агапэ, мудрость и сострадание, восхождение и нисхождение.
К.У.: Да, в широком смысле. [Снова бла-бла-бла]

Справедливости ради отмечу, что мне импонирует легкая подача материала. Уилбер использует весьма доступный язык и приводит забавные примеры. Больше всего понравился коротенький экскурс в историю, где он рассматривает положение мужчин и женщин в обществе, акцентируя внимание на формирующие его нюансы. Кстати, этот кусок он тоже успел скопипастить в послесловии еще раз. А вообще если смотреть объективно, то многие его истины банальны, потому что они известны еще со школьной скамьи. Например, основные принципы холонов. Все знают, что каждое тело состоит из суммы его мелких частиц (органы, клетки, молекулы, атомы и т.п.), что глубина сознания собаки больше, чем у какого-то перепела, что в нашей жизни в любом случае имеет место быть иерархия и т.д. Пусть мы не всегда знаем, как эти процессы называются с научной точки зрения, но всё же видим и замечаем их. Причем не только эмпирическим объективным путем, но и как-то интерпретируем себе взаимосвязь живого и духовного в природе. Возможно, я смотрю на проблематику флатландии уже после смены парадигмы, но мне даже дико представить, что кто-то всерьез не понимает, что мир состоит не только из материального. То есть человек мыслящий по сути отрицает существование собственного разума, признавая только лишь базовое наличие мозга в черепной коробке. Эммм... В Америке еще остались такие ученые? Короче говоря, я солидарен с мыслями о биоравенстве, и о том, что стоит беречь наибольшую глубину при наибольшем охвате. Но для этого мне было бы достаточно прочесть только последнюю главу, а не всю книгу целиком. К краткому и существенному изложению дел быстрее прислушаешься, чем к витиеватому словоблудию.

Цитаты:

Есть старый анекдот про Царя, который пришел к Мудрецу и спросил у него, как же так получается, что Земля держится и не падает. Мудрец ответил ему:
- Земля покоится на льве.
- А на чем тогда покоится лев?
- Лев покоится на слоне.
- А на чем же покоится слон?
- Слон покоится на черепахе.
- А на чем...
- Ваше высочество, вы можете не продолжать. Там дальше черепахи до самого низа.

* * *

Я могу быть не согласен с тем, что ты говоришь, но я отдам свою жизнь, чтобы защитить твое право это высказывать.

* * *

Алан Уотс попал в точку, когда кто-то спросил у него, почему он вегетарианец: "Потому что коровы кричат громче морковки".

* * *

Лестница может вести выше, чем человек готов на нее подняться.

* * *

Пытаться избавиться от оценок - это уже оценка. Отрицание иерархии - это уже иерархия.

Источник: I-GENCY.RU
Теги: книги, кен уилбер
Автор Публикации:

Комментарии:
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться
Almeriya 02 марта 2017
2
+
Я явно не готова к такому мозговзрывательству)
Kvertoff
Almeriya
Almeriya2017-03-02 12:48:50
Я явно не готова к такому мозговзрывательству)
02 марта 2017
1
+
Ой, не зарекайся, а то еще чё похлеще может выпасть)
Pfiff 02 марта 2017
2
+
Прочитала отрывок и подумала, что ни черта не понятно. А слдом текст - "Справедливости ради отмечу, что мне импонирует легкая подача материала." ))
Kvertoff
Pfiff
Pfiff2017-03-02 13:23:31
Прочитала отрывок и подумала, что ни черта не понятно. А слдом текст - "Справедливости ради отмечу, что мне импонирует легкая подача материала." ))
02 марта 2017
1
+
Да ладно))) Там всё разжевано-пережевано и много примеров. Только смысл банальный.
Nesya 02 марта 2017
2
+
прочитала про коров и сразу все понятно
Kvertoff
Nesya
Nesya2017-03-02 19:19:30
прочитала про коров и сразу все понятно
02 марта 2017
1
+
Не готова отказаться от мяска?)
Nesya
Kvertoff
Kvertoff2017-03-02 21:25:44
Не готова отказаться от мяска?)
04 марта 2017
1
+
Ни за что))
Kvertoff
Nesya
Nesya2017-03-04 20:19:57
Ни за что))
05 марта 2017
0
+
Вот и правильно! Это живая корова громко кричит, а мы жуем мертвую)))) Ей уже всё равно))