В Москву приехала несравненная Фанни Ардан, полюбоваться на которую можно было сегодня утром на фотоколле в отеле Ritz Carlton, а задать все интересующие вопросы на пресс-конференции в МИА «Россия Сегодня». Легендарная французская актриса представляет в России свою новую картину под названием «Навязчивые ритмы», премьера которой состоится уже завтра. В ожидании светской хроники и рецензии без спойлеров, наслаждаемся впечатлениями настоящей француженки о Москве и ее рассуждениями о Тарковском и работе в качестве режиссера.
О российской публике
«Я полюбила Россию, полюбив людей, которые в ней живут, полюбив художников, кино, театр и поэзию, и, знаете, вообще, когда делаешь фильм или спектакль, то тебе очень важно показать это везде и путешествовать с этим фильмом или спектаклем. Есть такое клише — говорят, что российская публика очень тепло всегда принимает, но это не всегда так, есть добрые и злые люди , как и везде.»
О выборе актрисы на главную роль
«Я очень хотела выбрать Азию Ардженто, потому что я изначально искала такую дикую актрису, в которой была бы страсть, и когда мы с ней встретились, она сказала: «Боже! Неужели мне предложат что-то другое? Ведь мне всегда предлагают играть либо стриптизерш, либо проституток.» И она согласилась на эту роль, и вошла в нее, как входит человек в море, когда он не умеет плавать. Он бросается в волны и не знает, выплывет ли вообще, но у нее все получилось. Что касается нашего сходства, то да, я брюнетка, ношу черное и все мои ночные рубашки белоснежны. Что ж, мы и вправду похожи.»
Почему именно виолончель
«Мне кажется, что виолончель, также как и дудук (язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью; представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями — прим. редакции) — это инструмент, который больше всего близок к дыханию. И вообще, сначала была виолончель, ведь я познакомилась с Соней, ученицей, которая играет теперь в моем спектакле вместе со мной, и когда я смотрела на нее и смотрела, как она на сцене все это делает, мне как раз и пришла в голову идея поставить спектакль, где главную роль играла бы виолончелистка. Я очень часто вставала к ней за спину, и хочу вам сказать, что смотреть на виолончелистку, которая играет со спины — это гораздо более сильное впечатление, чем смотреть ей в лицо, и нам это сильно помогло в фильме, потому что, как вы знаете, Азия не виолончелистка. Соня вместе со мной выбрала все те мелодии, которые прозвучали в фильме: мы выбрали Верди, но придумали это для виолончели и сделали все таким образом, чтобы это было похоже на человеческий голос, и, мне кажется, что вы это поймете и почувствуете.»
Любимые места в Москве
«Вообще я ненавижу туризм, я очень люблю находится в том городе, в котором я работаю. Так что в Москве я ездила много, сначала слева направо, а потом справа налево, и всю ее объездила, но всегда в машине. Тем не менее, именно в Москве у меня создается такое впечатление, что мне очень жаль, что я не могу остановиться. Знаете, это такое чувство, когда вы видите дом и в нем зажженные окна, и вам хочется постоять рядом или даже войти внутрь. Место, в которое я возвращалась несколько раз — это кладбище. Очень большая разница между русским и французским кладбищами, потому что в Москве можно присесть, и даже курить… и смеяться, это не запрещено! И мне это очень нравится, потому что мне кажется, что уважение к ушедшим от нас состоит не в том, чтобы быть тихими, а в том, чтобы помнить их и радоваться тому, что они были. Поэтому я, например, несколько раз возвращалась на могилу Булгакова.»
О фильмах А. Тарковского
«У меня был момент в жизни, когда фильмы Тарковского помогли мне жить. Каждый раз, выходя из темного зала кинотеатра, мне становилось лучше. Конечно я не все понимала, но мне казалось, что все в его фильмах важно».
О вдохновении
«Источники вдохновения всегда разнообразны и, чаще всего, таинственны, но мне кажется, что любовь — это самое интересное, что есть на свете. Мне хотелось рассказать историю любви, но не начало, а конец, и это был мой вопрос: любят ли в конце сильнее? Можно ли спастись от беды и горечи путем самоотречения?»
О старости
«Когда говорят о смерти, это немножко сложная тема, потому что это всегда как бы «прихожая» к смерти. Самая лучшая возможность встретить старость — это жить по-настоящему. Жить без страха, без сожаления и без горечи.»
Взгляд со стороны режиссера
«Это совершенно другое ощущение, потому что это необходимость принимать решения. Вот я, Фанни, как актриса, очень люблю и всегда готова войти в какое-то другое существо и быть не собой. А когда я стала режиссером, я почувствовала себя так, словно я совершенно голая, и мне пришлось принимать свои решения, потому что это была я сама, моя сущность, которую все могли увидеть. Действительно, в кино уже так много сказано, наверное, все уже сказано и все уже снято, и разница только в деталях. И что для меня очень важно, так это то, что когда вы режиссер, вы можете и должны биться за каждую деталь.»
Фото: Сергей Чумиков