ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
16+
100 Book Challenge: #68 Отверженные
Культура
3 5479
04 октября 2017

100 Book Challenge: #68 Отверженные

Замысел романа из жизни низов, жертв общественной несправедливости, возник у Виктора Гюго еще в начале его творческого пути. Узнав в 1823 году, что его друг Гаспар де Попе будет проездом в Тулоне, он просит его собрать сведения о быте каторжников. К началу 1830 года Гюго стал представлять себе очертания будущего романа и набросал начало предисловия к нему. Первое издание книги "Отверженные", появившееся в начале 1862 года, разошлось молниеносно: за два дня был распродан весь тираж - семь тысяч экземпляров.

#68: Отверженные / Les misérables

«Отверженные» - это определенно та книга, которую необходимо прочитать в своей жизни. Пусть это чтение не всегда оказывается простым и приятным, потому что в нагрузку к основному сюжету приложится еще исторический фон в виде французской революции, а также многочисленные исторические сведения, уточнения и размышления автора практически обо всем на свете, бесконечные напоминания о персонажах, служащих всего лишь массовкой, философские рассуждения и пр. Но если не здесь, то где еще можно оценить в полной мере, что значит быть писателем? Не просто человеком, умеющим подбирать красивые и правильные слова, но продумывающим концепцию романа, способным заставить читателя сопереживать героям и жаждать расплаты злодеям, старательно описывающим характеры и образ жизни, влияющий на них, быть внимательным к незначительным деталям, ради которых приходится поднимать исторические архивы и топографические карты. Хотя эта дотошность Виктора Гюго меня утомляла больше всего.

Я еще мог примириться с подробнейшим описанием битвы под Ватерлоо. Не настолько я интересуюсь историей Франции, чтобы выслушивать нудную лекцию о бонапартистах, но поскольку тема французской революции затрагивает судьбы главных героев, то было не лишним разобраться хотя бы в сути конфликта Мариуса и его деда Жильнормана. Но читать несколько глав об ордене бернандинок-бенедектинок, его истории возникновения, обычаях, ритуалах и судьбах сестер-настоятельниц только ради того, что Жан Вальжан пробудет там всего несколько страниц – это уж увольте. Ну, я понимаю, что выражение «краткость – сестра таланта» придумали явно те, кто отменил построчную оплату писателям. Но жаль, что оно не коснулось Дюма, Гюго и Эжена Сю. Я злился, когда мне приходилось читать историческую сводку про канализации Парижа, хотя мне было достаточно знать, кто там прошел и с кем встретился. Всё остальное не касается ни меня, ни главных героев, а всего лишь обогащает кошелек автора.

Еще пуще я злился, потому что книга оказалась бы намного лучше, не будь там этих пространных отступлений. Ей Богу, хоть выдирай собственноручно лишние страницы. И сюжет стал бы в разы увлекательней, и книгу было бы легче держать в руках. Это раздражает так же сильно, как навязчивая реклама при просмотре интересного фильма. Но тем не менее, у меня язык не повернется назвать книгу плохой или скучной, потому что отдельные части пролетали на одном дыхании. Особенно понравилась первая часть о судьбе Фантины и тяжелом детстве Козетты. Конечно, поднятие таких социальных тем, как предрассудки прошлого, несправедливость к ближнему, нищета, спекулируют на сентиментальности читателей, вызывая отклик в душе. Наверняка многие читавшие задавались вопросом, правильно ли поступила Фантина, желавшая для дочери лучшей доли. Но думаю, никто не в праве осудить ее, поскольку судьба не простила ей роковой ошибки. Эта непомерная плата лишает смысла всякое осуждение.

Мне вообще импонирует бытовой реализм о жизни низших слоев общества. Как минимум, это заставляет ценить то, что есть у тебя, чего лишены многие остальные, и не роптать на свою ношу. Приключенческая линия с погонями и происками злодеев уж очень сильно напоминала «Парижские тайны». Я так полагаю, что успех романа Эжена Сю всё-таки сказался и на образе Графа Монте-Кристо, и на Жане Вальжане. Честные и справедливые герои с небольшой червоточинкой оказались коммерчески выгодными. В принципе, я ничего не имею против метаморфозы каторжника, ступившего на путь праведный после того, как к нему впервые проявили доброту. Вот только мне не понравился образ взрослой Козетты. Если уж выпало на долю девчонки столько тягот в детстве, то хотелось бы, чтоб эти испытания сделали ее разумной и мудрой, а не избалованной дурочкой с жеманными жестами. Хотя Мариус под стать своей возлюбленной. Такой же восторженный, мнительный и считающий себя центром Вселенной. Ну, да ладно. Спишем это на юность героев и буйство гормонов. А вообще роман можно было бы сократить вдвое, убрав друзей Азбуки и прочие лиричные отступления. История Жана Вальжана и без того насыщена событиями. От этого книга стала бы только лучше.

Цитаты:

Никто не следит за поступками других так ревниво, как те, кого эти поступки касаются меньше всего.

* * *

Высшее счастье жизни — это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать — любят вопреки вам.

* * *

Если можно вообразить себе что-то страшнее ада, где страдают, то это ад, где скучают.

* * *

Смех — это солнце: оно прогоняет с человеческого лица зиму.

* * *

Первый признак истинной любви у молодого человека - робость, у молодой девушки - смелость.

Источник: I-GENCY.RU
Теги: книги, виктор гюго
Автор Публикации:

Комментарии:
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться
Nesya 05 октября 2017
3
+
Позор мне, но не читала.. и пока не тянет даже
Kvertoff
Nesya
Nesya2017-10-05 20:21:50
Позор мне, но не читала.. и пока не тянет даже
06 октября 2017
2
+
На такие книги надо морально подготовиться))
veram 06 октября 2017
2
+
Одна из любимых книг.