ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
16+
100 Book Challenge: #55 Земля
Культура
3 5380
15 мая 2017

100 Book Challenge: #55 Земля

Летом 1886 года Эмиль Золя был увлечен работой над очень сложным, доставляющим ему много хлопот романом. «Я хочу рассказать о крестьянах, об их жизни, обычаях и нравах. Я намерен затронуть вопрос собственности... Должен признаться, что всякий раз, когда я предпринимаю какое-нибудь исследование, я неизбежно сталкиваюсь с социализмом. Мне бы хотелось сделать для крестьян то, что я сделал для рабочих в «Жерминале». Попытка Золя увенчалась успехом. Ни одна книга писателя не принесла ему такой славы, как «Земля». Но это была прежде всего скандальная слава. В августе 1887 года, когда газета «Жиль Блас» еще не закончила публикацию «Земли», молодые писатели, прежде разделявшие творческие искания Золя,— Поль Бонитен, Жозеф Рони, Поль Маргерит, Гюстав Гиш и Люсьен Декав — опубликовали критическую статью, которая вошла в историю литературы как «Манифест пяти».

#54: Земля / La Terre

По-моему, каждая новая публикация Эмиля Золя вызывала шквал критики среди его современников еще с момента выхода "Терезы Ракен". Бедного автора в чем только не обвиняли! От сексуальной озабоченности и женоненавистничества до преднамеренного эпатажа для увеличения продаж своих романов. Все эти нападки только сильнее сблизили меня с творчеством Золя, потому что я восхищался силой его слова, смелостью поднимать остросоциальные проблемы общества и выставлять напоказ прогнившую суть своих персонажей, его упорством в конце концов, что он продолжал писать в своей натуралистичной манере. Я до сих пор предпочитаю пронзительные драмы какой-нибудь фантастике, потому что мне приятнее твердо стоять на ногах, чем витать в облаках. Зачем тратить свое воображение на выдумку, когда сама жизнь пишет сюжеты, заставляющие задуматься? Конечно, "Земля" тоже не оставила меня равнодушным. Хотя с моим урбанистическим складом ума не дано понять прелестей крестьянского образа жизни, их маниакального желания владеть кусочком того, что в глобальном понимании не может иметь постоянного хозяина. И всё-таки с каким же трепетом автор хвалит Землю, как мать всего живого, выказывая ей свое почтение, поскольку наше время пройдет, а она по-прежнему будет давать жизнь и кормить новое потомство. Чем ниже падают персонажи в своей алчности - тем возвышеннее выглядит сам образ Земли.

Но честно говоря, чтение этого романа приятным не назовешь, потому что это мерзко, возмутительно, но при этом очень реалистично и актуально. Я понимаю замысел автора умом, но эмоции остаются негативные, потому что хочется поскорее смыть с себя всю эту грязь, в которую меня окунул Золя. В этой деревушке не оказалось ни одного мало-мальски адекватного персонажа. И здесь дело не только в том, что между городскими и деревенскими жителями всегда будет недопонимание в силу разного мировоззрения. То есть я не смотрел на персонажей высокомерно, как учитель Леке, называя свое окружение скотом. Но их скотское отношение друг к другу естественным образом вызывало душевный резонанс. Как же противно наблюдать, что из-за какого-то клочка земли родные братья и сестры готовы перегрызть друг другу глотки, лишь бы удовлетворить шкурный интерес. Взять хотя бы в качестве примера двух сестер, которых утрата отца по идее должна была сблизить. Но даже их нежная забота друг о друге вскоре привела к ненависти и кровной вражде. Как быстро переменилась хохотушка Лиза, став мерзкой циничной бабой! Психология характеров настолько реалистично прописана, что временами действительно становится страшно оказаться в старости на месте неприкаянного Фуана. Стоило ему разделить имущество между детьми, как он автоматически стал обузой для всех. Даже несмотря на его скверный характер, мне было обидно, что дети так неуважительно относятся к своему родителю.

По атмосфере книга очень похожа на любимую мной "Западню" из этого же цикла. Здесь Золя тоже постепенно сгущает краски, погружая в ожидание трагического финала, заставляя возмущаться от безысходности и бессилия что-либо изменить в этих порочных людях. С каждой новой главой только сильнее понимаешь, что ждать справедливости не приходится. Всё тлен, хэппи энд не вписывается в концепцию социального романа. Но я ведь именно поэтому люблю его творчество, за те сильные эмоции, которые он вызывает. Но объективно отмечу, что с натурализмом тут конкретный перебор. Золя, конечно, замечательный наблюдатель, он создает максимально реалистичную картинку благодаря мелким штрихам, придающим объемность. Но вовсе не обязательно описывать все естественные процессы с таким смаком. Мы ведь и так понимаем, что даже принцессы какают. Зачем расписывать целую главу, как Иисус Христос пускает мощные ветры, задувающие сразу несколько свечей?! Меня уже конкретно подташнивало от описания этих оглушающих залпов, нескончаемых трелей, навозных удобрений и прочей мерзости. Это даже противнее, чем описание запахов у Зюскинда в "Парфюмере". А ведь далеко не у всех читателей крепкий желудок! Иногда мне самому кажется, что автор получает удовольствие от описания животной страсти и всякого уродства.

Вообще об этой книге можно говорить долго, обсасывая каждую косточку. Тут затрагивается также политика и часто звучат революционные мысли из уст героев. Причем у персонажей из разных сословий отличаются представления о последствиях социализма, как и само отношение к земле и ее обработке. В принципе, я согласен с тем, что слоган "Свобода! Равенство! Братство!" - это всего лишь красивые слова, которые на практике не смогут прижиться, поскольку что хорошо для рабочего или буржуазного класса, то уже противоречит интересам тех же крестьян. Поэтому при любой перестановке сил кто-то всё равно окажется обделенным и недовольным. Также соглашусь со взглядами Золя на религию, которая давно стала всего лишь традицией. Я не исключаю, что есть люди истинно верующие, но большинство людей выполняют всякие обряды, потому что так принято, оставаясь равнодушными к проповедям. Если с одной стороны подобное поведение выглядит высокомерным, дескать человек рассчитывает больше на себя и свои силы, чем на Божью помощь, то с другой - разве не лучше быть честным перед самим собой и обойтись без притворства? Так что несмотря на аутентичность крестьянской среды, роман всё же универсальный, где каждый читатель сможет выделить для себя ту тему, которая наиболее заставит задуматься.

Цитаты:

Всё равно, какую из них [женщин] ни возьми, любая - это посуда, из которой едят все без исключения, так что приходится быть довольным, когда эта посуда хотя бы чисто вымыта.

* * *

Мы добываем наш хлеб в страшной каждодневной борьбе, и только земля остается бессмертной — мать, из которой мы выходим и куда мы возвращаемся.

* * *

Лучше уж грызть сухие корки, но у себя, чем есть жаркое в чужом доме.

* * *

Как необходимы мороз и град, побивающие жатву, и молния, рассекающая
надвое могучий ствол, так возможно, нужны нам слезы и кровь, заставляющие мир двигаться вперед.

* * *

Кормилица-земля всегда будет кормить тех, кто на ней сеет. Земля тоже находится во времени и в пространстве, она будет сама по себе давать хлеб, пока люди не научатся получать от нее возможно больше.

Источник: I-GENCY.RU
Теги: книги, эмиль золя
Автор Публикации:

Комментарии:
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться
Almeriya 16 мая 2017
1
+
Я и так Золя не читала, каюсь, но как-то такие описания не порождают бежать и начинать это знакомство))) Хотя может с отдельных романов и можно начать
Kvertoff
Almeriya
Almeriya2017-05-16 08:37:41
Я и так Золя не читала, каюсь, но как-то такие описания не порождают бежать и начинать это знакомство))) Хотя может с отдельных романов и можно начать
16 мая 2017
0
+
А книги в цикле сюжетно практически не связаны. Так что можно читать в произвольном порядке. Но это лучше его отдельных произведений, как мне кажется.
Almeriya 16 мая 2017
1
+
Я и так Золя не читала, каюсь, но как-то такие описания не порождают бежать и начинать это знакомство))) Хотя может с отдельных романов и можно начать