ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
16+
100 Book Challenge: #27 Коллекционер
Культура
2 4687
06 июля 2016

100 Book Challenge: #27 Коллекционер

В 1963 году Джон Фаулз опубликовал роман «Коллекционер». История пустого и никчёмного молодого человека, похитившего девушку, рассказанная от лица обоих героев, стала бестселлером. В 1965 году роман был экранизирован Уильямом Уайлером. Успех первой книги позволил Фаулзу оставить преподавание и целиком посвятить себя литературной деятельности. Одной из главных проблем своего времени Фаулз видел неравенство в обществе, из которого проистекает понятие «немо» — осознание человеком собственной незначимости, которое и толкает человека на преступления, являющиеся попыткой самоутвердиться.

#27: Коллекционер / The Collector

Сколько разных книг я не прочитал бы на тему похищения жертвы маньяком, мне все равно такие сюжеты нравятся. Здесь дело не только в банальном сопереживании жертве, которую обманом заманили в ловушку и насильно лишили свободы, и не в напряженной атмосфере, когда ждешь того самого незначительного промаха со стороны злодея, что позволит невинному спастись из плена. Тема интересна именно с психологической точки зрения, причем с обеих сторон сразу. Вот именно этим Фаулз мне угодил в полной мере, поскольку в первой половине книги есть возможность понять ход мыслей преступника, а во второй части - узнать подробнее об адаптации жертвы к новым условиям и о ее стратегии спасения из личных записей. Книга пролетела у меня на одном дыхании, потому что написано весьма убедительно. Главной изюминкой стало то, что Фредерик - это не типичный сексуальный маньяк с извращенными вкусами, жаждущий плотских утех, и не какой-то одержимый сумасшедший вроде Жана-Батиста Гренуя. Его поведение ненормально, но всё же не лишено логики. Он изначально осознает классовое неравенство между собой и Мирандой, поэтому понимает, что в стандартной ситуации нет никаких шансов завязать знакомство и уж тем более завоевать ее сердце.

Фаулз так хорошо описывает ситуацию глазами обеих сторон сразу, что весы личных симпатий постоянно находятся в движении. Только главный герой проявит свое доброе отношение, как Миранда обязательно сделает очередную глупость, всё испортив. В какой-то момент проникаешься к нему жалостью, наблюдая, как он пытается добиться расположения избалованной девицы, задобрить ее подарками, чтобы она позволила ему просто находиться рядом и созерцать ее, как свою любимую коллекцию бабочек. Он вовсе не желает ей зла, даже обманывать не хочет, потому и краснеет постоянно в подобных ситуациях. Его мысли о любви к женщине до сих пор остались невинными и дальше совместного быта не идут. Фред не вызывает осуждения, как циничный преступник. Он вызывает сочувствие, как человек, нуждающийся в лечении. Да он не столько нуждался в ее любви, сколько в дружеском понимании, когда тебя не пытаются изменить и вылепить нечто лучшее, но совершенно иное, а принимают со всеми недостатками. Он хоть постоянно плачется, что все вокруг недооценивают его, но сам-то не лишен чувства собственного достоинства.

Именно Миранда разбудила в нем темное начало постоянными колкостями и насмешками. Будь она чуть менее горделива, то могла бы подыграть в странном спектакле и получить шанс на спасение, усыпив немного бдительность Фреда. Причем изначально в фургоне она понимает, что ей не стоит сопротивляться, покуда ее будущее было слишком неопределенным. Но стоило ей немного привыкнуть к новой обстановке и чуть лучше узнать своего надсмотрщика, как надменность над ним только сильнее натянула цепь. Если бы Миранда действительно уважала в нем противника, то не допустила бы многих ошибок. А так она только импульсивно мельтешила, как бабочка в ловушке. Но при этом старалась всячески подчеркнуть свое превосходство и разговаривала поучительным или же саркастичным тоном. В прочем, из ее дневниковых записей вполне понятно, что она всегда старается казаться особенной для всех. Вот только это какие-то искаженные понятия. Миранда упрекает Фреда в узколобости и мещанских вкусах, хотя сама не лучше. Все её рассуждения о чистом искусстве - это даже не её мысли, а понятия о том, как должен мыслить художник. Поэтому она никак не могла понять возвышенных чувств Фреда, поскольку сама испытывала чувства весьма приземленные.

Цитаты:

Разглагольствовать о том, что собираешься сделать, - все равно что хвастаться картинами, которых ты еще не написал. Это не просто дурной тон, это абсолютная утрата лица.

* * *

Он даже сказал, что любит меня. А я ответила, вы любите не меня, а свою любовь. Это не любовь, это эгоизм. Вы думаете вовсе не обо мне, а о том, что вы ко мне чувствуете.

* * *

Маленький куст рябины - уже рябина.

* * *

Бедность заставляет человека гордиться своими достоинствами (и иметь их, чтобы было чем гордиться), видеть ценность каких-то иных, чем деньги вещей.

* * *
Когда не можешь выразить свои чувства, это еще не значит, что они не глубокие...

Источник: I-GENCY.RU
Теги: книги, джон фаулз
Автор Публикации:

Комментарии:
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться
Almeriya 17 июля 2016
2
+
Вот я к ней давно присматривался, но после "Волхв" его же пера, не могу решиться, настолько последний не понравился
Kvertoff
Almeriya
Almeriya2016-07-17 13:14:24
Вот я к ней давно присматривался, но после "Волхв" его же пера, не могу решиться, настолько последний не понравился
17 июля 2016
1
+
С Волхвом общее только имя автора. Смело можешь браться за книгу. Мне кажется, что тебе понравится.