100 Book Challenge: #19 Черный принц
В рамках нашей книжной рубрики мы не могли обойти стороной творчество английской писательницы и философа Айрис Мердок, которая стала лидером по числу попаданий в шорт-лист Букера. Роман "Черный принц" стал 15 новеллой, выпущенной в 1973 году. Он не только получил номинацию на Букеровскую премию, но и взял награду James Tait Black Memorial Prize.
#19: Черный принц / The Black Prince
О чем книга Айрис Мердок в моих глазах? Пожалуй, о том, как нелегко быть человеком интеллигентным, читать пафосные многословные рассуждения о важности искусства, пытаться разглядеть хоть какое-то развлечение в вещах обыденных и утешать себя мыслью, что ты прикоснулся к чему-то великому. На самом деле я убедился, что Айрис Мердок - это совершенно не мой автор. Хотя отрицать ее таланта не стану, поскольку она умеет написать среди множества страниц всего одну-две фразы, которые непременно попадают в самое сердце, заставляя возвращаться к ее романам. Пишет Мердок в основном об интеллигенции. Практически все её персонажи ведут праздный образ жизни, где чувствуется затхлая атмосфера остановившегося времени. Когда людям нечем занять себя, они впадают в рефлексию по каждой мелочи и развлекаются вялыми любовными интрижками, а после упиваются собственными конвульсиями в агонии ушедшей псевдострасти. Вот поэтому хитросплетения любовных связей в сюжете ее романов кажутся всегда притянутыми за уши, как будто героев против их воли заставляют полюбить друг друга, чтобы получить хоть какое-то развитие. Это же случилось и в "Черном принце", когда уже немолодой Брэдли Пирсон отчаянно искал свою музу сердца то в подруге своего товарища по перу, то в бывшей супруге, то в малолетней девчонке, которая нужна ему чисто номинально для оправдания собственного писькострадания.
Мне абсолютно неприятен главный герой. Этот старикашка смотрит на всех с высоты собственной гениальности, считая себя избранным писателем, который посвящен в глубинные тайны истинного искусства, недоступные средним умам. На самом деле Брэдли Пирсон ничего из себя не представляет. Он только находит отговорки, чтоб не приступать к работе. То сестра свалилась ему, как снег на голову. Хотя по факту он быстро скинул с себя ответственность за ее присмотром. То бывшая супруга вернулась. То любовь настигла врасплох. Оно и понятно, что у него масса отговорок. Если ты ничего не делаешь, то и не познаешь неудачи или позора. А полюбил он Джулиан только потому, что все остальные взрослые прекрасно понимали, что за его пафосом скрывается всего лишь трусоватость, зависть и неуверенность в себе. Только Джулиан в силу своего юного возраста могла подыграть Брэдли. Их отношения были изначально обречены на провал, потому что Брэдли не мог полюбить ее или кого-либо другого по умолчанию, пока играл свою роль писателя. Это его образ, созданный им самим в своем воображении, полюбил другой образ, который наиболее идеально вписался в его представления о настоящей любви. Он любит мозгом, но не сердцем. Он придумывает, какие чувства должен испытывать, но не чувствует.
Еще больше оттолкнуло, что в романе слишком много грязи, в прямом и переносном смысле слова. Автор прям наслаждается описанием блевотины, спутанных немытых волос, лоснящихся брюк, несвежих простыней и т.п. Эта грязь бросается в глаза и в поступках героев. Они все врут друг другу, как будто это единственный способ общения, который им известен. Тут вообще нет ни одного персонажа, к которому можно было бы проникнуться симпатией. Они все какие-то фальшивые, лживые и лицемерные. Безусловно в романе есть и свои плюсы. Мне, например, импонирует принцип матрешки, когда в книге пишется другая книга, и есть возможность увидеть, как реальные события влияют на вымышленные и как они трактуются разными людьми. Послесловие от действующих лиц - это самая удачная часть, на мой взгляд. Вот тут я полностью соглашусь, что каждый находит в искусстве то, что ищет там для себя. Поэтому неудивительно, что все главные герои поголовно были уверены, якобы автор рукописи тайно любил именно их, подтасовывая описанные факты в свою теорию. Но в целом книга невероятно скучная, где доскональные описания комнаты и бесконечные отступления автора с размышлениями составляют большую часть всего романа. Здесь так часто повторяется слово искусство, что под конец оно просто вызывает раздражение, как пьяный бред алкоголика, дышащего на тебя перегаром. Увы, я остался абсолютно равнодушным.
Цитаты:
Наверное, сумасшествие – не такая плохая вещь, если оно позволяет человеку считать себя счастливым, когда на самом деле он несчастен.
* * *
Горе должно высекать искры, а не источать сырость.
* * *
- По-вашему, какое предельное выражение человеческих страданий?
- Концентрационный лагерь.
* * *
Нам мало преуспеть, нужно еще, чтобы другие потерпели неудачу.
* * *
Самое важное, что должен научиться делать писатель, это рвать написанное.