ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
16+
100 Movie Challenge: #9 Левиафан
Кино
2 4723
12 марта 2016

100 Movie Challenge: #9 Левиафан

От романтической мелодрамы Интуиция переходим к более серьезному жанру кино. Авторская драма "Левиафан" Андрея Звягинцева стала главным событием российского кинематографа прошлого года. Впервые наш фильм попал в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля еще до окончательного монтажа, получил восторженные отзывы зарубежных критиков и возглавил многие топовые списки лучших киноработ прошлого года, собрал множество самых престижных наград, включая Золотой Глобус в категории "Лучший фильм на иностранном языке".

#9: Левиафан / Leviathan

Андрей Звягинцев уже давно входит в список моих фаворитов, потому что каждая новая его картина вызывает какой-то отклик в душе. Его фильмы не только интересно смотреть, но и обсуждать после просмотра. Дело вовсе не в том, что на фоне современного российского кино Звягинцев всегда выделялся особенным почерком и своей депрессивной манерой. Мне нравится, как он показывает бытовой реализм, как заставляет зрителя задуматься над увиденным и спроецировать историю с экрана на себя, попытаться понять поступки героев и их чувства. Причем в этом нет никакого снобизма, китча и псевдоинтеллектуальности, чем грешат многие именитые режиссеры в артхаусном жанре. "Левиафан" не стал исключением. При всей своей незамысловатости сюжета драма главного героя вызывает искреннее сочувствие и оставляет с горьковатым привкусом безнадежности на светлое будущее. Я не вижу здесь попыток очернить Россию на международных кинофестивалях, показывая сор из избы. Я вижу здесь желание показать жизнь людей из глубинки, которые давно уже потеряли веру и надежду под гнетом нескончаемых проблем. Это своего рода моральная поддержка, что кому-то еще не наплевать.

Как обычно, у Звягинцева поднимается сразу несколько интересных тем. Во-первых, бросается в глаза основная линия судебных тяжб обычного простолюдина Николая с самим мэром, который облюбовал себе живописное местечко у морского берега. Чиновника совершенно не волнует, что там стоит фамильный дом еще с дедовых времен. Думаю, никто не удивился исходу дела, потому что каждый понимает, что правда зачастую на стороне тех, у кого есть деньги и нужные связи. Но как же шикарно снят эпизод с решением суда! Вот таким монотонным чтением чья-то жизнь может быть сломлена. Быстро, без эмоций и сразу на поражение, как автоматная очередь. Второй пункт плавно вытекает (буквально!) из первого - это проблема алкоголизма. Тут пьют абсолютно все, не взирая на пол, возраст и социальный статус. Но что еще делать людям в отчаянии? Они давно уже потеряли надежду на внезапную помощь со стороны, нескончаемый день сурка из года в год, унылые краски вокруг. Даже скелет кита напоминает о том, что он свое отжил в бренном мире и только так можно заслужить покой.

Не обошлось и без шпильки в адрес православной церкви. Опять же я не вижу тут какого-то оскорбления истинно верующих. Тут высмеиваются конкретные примеры двуличных бизнесменов в рясах, которые умеют красиво вешать лапшу на уши, и самой веры для проформы, как у мэра, чтоб совесть не грызла, а то вдруг привлекут к ответу за дела мирские. Нотку мелодраматизма добавляет интрижка Лилии с адвокатом. Да, некрасиво, но тоже можно ее понять. С пасынком не удается наладить контакт, муж пьет, дом собираются снести, а утром снова придется потрошить рыбу. А тут прям приезжает рыцарь московский при костюме, который не боится вступить в контры даже с самим мэром! Кто его знает, чего больше было в ее чувствах? Благодарности за помощь, гнетущего отчаяния или надежды на переезд в столицу? Елена Лядова так естественно прекрасна, что совсем не хочется осуждать ее героиню. Она замечательно исполнила свою роль. Даже в сценах со слезами в ней нет никакой фальши и театрального жеманства. Но тут вообще всех актеров стоит похвалить. Каждый играл идеально, а образы были фактурными.

Но ложечку дегтя стоит добавить. К самой истории у меня претензий нет. Развитие сюжета идет по нарастающей до тех пор, когда проблемы уже с головой накрывают главного героя. Визуальная сторона фильма на высоте. Но хронометраж просто нереальный для артхаусной неспешной драмы. Вот вроде интересно следить за судьбой героев, но фильм выматывает и тяжелой атмосферой, и добивает еще двухчасовым просмотром. Пересматривать его явно не захочется, да и вряд ли необходимо. А вообще это, конечно, гордость российского кинематографа. Идеальное сочетание качества и смысловой нагрузки. Звягинцев не делает чернуху, он снимает бытовой реализм, а мы сами уже раскрашиваем его в мрачные тона...

Источник: I-GENCY.RU
Теги: кино, андрей звягинцев, елена лядова, владимир вдовиченков, алексей серебряков
Автор Публикации:

Комментарии:
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться
Nesya 12 марта 2016
3
+
замечательный отзыв и с моими ощущениями совпадает полностью! никакой чернухи я не увидела. когда вспоминаю об этом фильме, сразу фраза идет на ум - тварь ли я дрожащая или право имею. ты можешь просто принять все события, как неизбежные. жить дальше и забыть все, как страшный сон. или побороться за свои права. и эта борьба замечательно показана в фильме - это то, как вершится правосудие в нашей стране. Единственное, не согласна про глубинку- это везде так. как человек, лично столкнувшийся с безобразием судебной системы, я просто заплакала в конце фильма - потому что всё правда. пересматривать никогда в жизни не буду.
Kvertoff
Nesya
Nesya2016-03-12 14:43:11
замечательный отзыв и с моими ощущениями совпадает полностью! никакой чернухи я не увидела. когда вспоминаю об этом фильме, сразу фраза идет на ум - тварь ли я дрожащая или право имею. ты можешь просто принять все события, как неизбежные. жить дальше и забыть все, как страшный сон. или побороться за свои права. и эта борьба замечательно показана в фильме - это то, как вершится правосудие в нашей стране. Единственное, не согласна про глубинку- это везде так. как человек, лично столкнувшийся с безобразием судебной системы, я просто заплакала в конце фильма - потому что всё правда. пересматривать никогда в жизни не буду.
12 марта 2016
1
+
История универсальна на самом деле. Просто в глубинке степень отчаяния больше. Но сюжет актуален уже многие годы, причем не только для России.