Жан Поль Готье – одна из самых неоднозначных личностей современной индустрии моды. Выпустив свои первые творения в 1976 году, он и по сей день творит маленькие перевороты в мире моды. Будь то вызывающая вышивка в виде женских гениталий или выход модели-андрогина Андрея Пежича в образе невесты на показе от кутюр зимой 2011. Так или иначе, имя Готье – одно из самых прославленных во всем мире, а его коллекции и шоу всегда самые ожидаемые и зрелищные.
Выставка «The Fashion World of Jean Paul Gaultier: From the Sidewalk to the Catwalk» дебютировала в Монреале еще в 2011 году. И вот, спустя два года, множество положительных рецензий, тысячи, если не миллионы счастливых глаз, увидевших это воочию, она добралась до столицы Швеции. В Стокгольме творения именитого кутюрье выставлялись в период с 15 июня по 22 сентября. В местном Arkitekturmuseet побывал и я. Сразу же оговорюсь — добраться до этого скандинавского города мне удалось к самому окончанию перфоманса, который именно к закрытию собрал аншлаг. Ожидание, предшествующее покупке билетов, скрашивал небольшой павильон, в котором распространялись плакаты, памятные открытки и даже одежда из второй линейки дизайнера.
Первое ощущение при входе в «мекку кутюра» — удовлетворение, спокойствие и некая таинственность. Несмотря на то, что вокруг тебя без устали снуют почти три сотни человек, никто ни на кого не обращает внимания, все взоры притягивают работы Мастера. Я не стану описывать хронологии залов и порядок выставленных экспонатов, да это и не нужно. Местоположение оных было выстроено таким образом, что проходя круг, ты не возвращаешься к одному и тому же.
Одним из наиболее запомнившихся экспонатов был концертный костюм Мадонны для ее последнего мирового турне. Рядом с ним висит и скетч, который гулял по сети в 2011. Вообще, конусообразным бюстье и боди на выставке был выделен отдельный зал. Здесь и ранние работы для Мадонны, и туалетный столик с парфюмами JPG, включая самый первый, и многое-многое другое.
Сразу же хочу сказать пару слов о манекенах. По сути, в них нет ничего примечательного. Такие же стоят в бутиках Versace и еще ряда именитых Домов Мод, но есть одно «но»: когда ты вплотную подходишь к манекену, на его лицо из прожектора проецируется лицо, обычное человеческое лицо. Один этот факт может ввести в ступор, т.к. эффект неожиданности делает свое дело. Так мало того, этот манекен начинает разговаривать с тобой, вернее вести монолог. Спустя пару минут в такой компании становится попривычнее, но чувство удивления не покидает еще много часов после выхода из музея.
Самым запоминающимся местом стал “подиум”, т.е. конструкция с десятью движущимися манекенами и “зрители”, в нарядах все того же Готье. Это вызывает непередаваемые эмоции и ты понимаешь, какую колоссальную работу проделывает дизайнер, когда берется за создание очередной коллекции. Казалось бы, вот идеально сидящий пиджачок с бутоньеркой, надетый как топ и оголяющий спину. Такого явно никто не ожидает увидеть, визуальный эффект на грани фантастики, подобное решение впечатляет. Или искусно расшитые вечерние туалеты, в сторону которых страшно даже дышать, уже не говоря о том, чтобы носить их. Мне, как парню, показалась весьма интересной идея мужского образа с невероятно широкой штаниной брюк. Чем не альтернатива модным сегодня baggy pants?
Вообще, мужских образов в рамках одной выставки было много. Это и панковский свитшот, расшитый вручную, и черный костюм а-ля Хью Хефнер и даже повязка на лицо со стразами, приклеенными на место губ. Ну и, конечно же, все мужские образы прекрасно соседствуют с женскими. Ровно как тема панка соседствует с темой красоты женского тела. И я сейчас не о прозрачных элементах костюмов. В одной из своих коллекций RTW Готье выпустил платье, вышивка на котором с точностью до миллиметра повторяла все изгибы и линии обнаженного женского тела. Зрелище, надо сказать, захватывающее.
Следующий зал олицетворяет собой визуальное воплощение той или иной страны сквозь призму воображения Готье. Так, например, Китай предстает в образе двух нано-гейш, Россия с неотъемлемым предметом – шапкой-ушанкой, раскроенной и перешитой в весьма причудливую форму. Среди экспонатов есть даже Покахонтас и африканка в шкуре тигра. На самом деле “тигр” – искусная работа портных. Это бисерная вышивка. В общем, на платье потребовалось около 1100 часов работы и оно является одним из самых сложных среди представленных.
Для меня стало открытием, что Готье работал с одним из самых популярных коллективов 70-х, шведской группой АВВА. Парочка костюмов солисток подвергается двойному вниманию со стороны зрителей, все-таки поп-коллектив неотъемлемая часть истории этой скандинавской страны. Для того времени костюмы были воплощением модерна, а вот обуви, на мой взгляд, и сегодня может позавидовать Леди Гага.
Но, все хорошее имеет свойство заканчиваться, так и эта выставка привела меня к своему последнему, он же и был первым, залу! Сделать хорошие и качественные снимки при входе мне не удалось, зал был полон. Но вот на выходе получилось, ведь я был последним, кто покинул сие действо. Первый зал включал в себя платья из относительно новых коллекций. А некоторые из них широкая публика могла видеть в фильме «Сентябрьский номер».
После преодоления двери со светящейся табличкой «Exit» меня переполняло чувство того, что я видел что-то особенное, что-то, что не всегда доступно обычным зевакам. По завершении выставки я окончательно понял, что такое работа кутюрье, в чем состоит его главная задача и насколько продуманной она должна быть, прежде чем представить ее вожделеющей публике.
Работа кутюрье состоит не только в том, чтобы создать что-то под прессингом руководства, публики, байеров и прочих людей жаждущих денег, а в том, чтобы внести свою лепту в развитие этого бизнеса, отрабатывать новые идеи и штурмовать новые вершины. На минимализме долго выезжать нельзя – это аксиома проверенная временем. На мой взгляд, Готье удачно микширует два диаметрально противоположных понятия — минимализм и авангард. Каждое его новое шоу есть феерия: красок, фактур, силуэтов и идей. Вдохновляясь чем-то новым каждый раз, он не боится пустить ход своих мыслей в абсолютно нетривиальное русло: будь то тема панков или элегантной парижанки довоенного времени, сегодня кажется, что он обречен на успех.
И как вы думаете, как должен чувствовать себя человек, прикоснувшийся к идеям, к истории, к немыслимо сложному воплощению этого гения нашего времени? Понимание того, что ты дотронулся до чего-то невероятного, до искусства в одном из самых красивейших своих проявлений. Сказать, что выставка вызвала восхищение – значит не сказать ничего. Это не просто одежда, это стиль мышления, поведения, умения себя подать. После увиденного не сразу приходит осознание того, что это все работа одного человека. Очень редко встречаются люди, имеющие такой многогранный талант, и так многолико могут демонстрировать его ценителям.