Лев Николаевич Толстой, писатель и педагог, создавший собственную школу для крестьянских детей, писал: «Главная задача начального образования – пробудить в ребенке интерес к познанию, а не заставлять его механически заучивать факты». О современных стандартах начальной школы в интервью с руководителем департамента научно-методического сопровождения школьной программы Sun School Primary Виталием Супруненко.

Расскажите о многофакторной сбалансированной модели педагогики?
Приоритет сектора государственного образования – это стандартизация и создание единого образовательного пространства для всех обучающихся. А у родителей есть запрос на развитие успешности детей в академической, спортивной, и творческой сферах. Так, в концепции сбалансированный педагогики школы объединились три этих фактора. На описание всех показателей потребовался год, и 1 сентября 2022 появилась многофакторная модель сбалансированной педагогики. Научное обоснование работы методистов Sun School Primary подтверждено профессиональным сообществом: программы и пособия проходят процедуру внешней педагогической и научной экспертизы при профильных кафедрах ВУЗов. Наличие профессиональной оценки разрешает своевременно вносить корректировки в разработки, чтобы на выходе дети получали отборные материалы, соответствующие всем требованиям к содержанию образования.
Плюс наши сотрудники департамента научно-методического сопровождения школьной программы представляют результаты своей работы на всероссийских и международных уровнях.
Если анализировать плюсы такого метода, то можно выделить такие моменты как индивидуальный подход – небольшие классы позволяют уделять внимание каждому ребенку, что соответствует трендам персонализированного образования. Современные методики образования, такие как проектное обучение и игровые технологии, становятся все более популярными, так как они способствуют активному вовлечению учащихся в процесс. Проектное обучение позволяет школьникам работать над реальными задачами, развивая критическое мышление и навыки командной работы. Комфортная среда в образовательном процессе, основанная на психологическом сопровождении, играет важную роль в снижении стресса у детей. А создание безопасного и поддерживающего пространства позволяет учащимся чувствовать себя уверенно, открыто выражать свои мысли и эмоции.

На основе каких образовательных программ строится обучение?
Требованием государства является создание единого образовательного пространства, и большинство школ Российской Федерации реализуют УМК «Школа России». Если углубиться в вопрос, то все УМК разделяются в соответствии с системами образования на традиционные и развивающие. К ним относят системы Занкова и Эльконина-Давыдова. К традиционным «Школа России», «Перспектива», «Школа XXI век» и так далее.
Получается, что ребенок учится по одной системе, и если родители принимают решение о переезде, то в другой школе у ребенка начинаются проблемы. Мы живём в век мобильности, и поэтому нужно это учитывать. Неправильно, когда школы предлагают сборную солянку, бравируя популярными, сильными учебниками. Например, берут математику под авторством Л.Г. Петерсон, русский язык из системы Эльконина-Давыдова, а окружающей мир по своим разработкам. В итоге у ребенка в голове каша, так как разные УМК по-разному подходят к упаковке знаний. Поэтому мы приняли решение в пользу детей, за основу взяли «Школу России» и доработали задания до необходимого уровня. Важно понимать, что образовательный процесс помимо обучения включает в себя серьезный воспитательный компонент. Знания и умения формируются подобно луковице, слой за слоем. Мы проделали большую работу, чтобы создать междисциплинарные связи: отдельный урок литературного чтения связан с русский языком, изобразительным искусством или окружающим миром. Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский подчеркивал: «Учите ребенка не тому, что он должен думать, а как он должен думать».

Такая методика помогает детям мыслить и понимать окружающий мир?
Основой образовательного процесса является дифференциация содержания для разных учеников. Система мониторинга психологического состояния ребенка позволяет не искажать представления о его академических успехах. Все участники образовательного процесса четко понимают свою роль и на входе соглашаются с правилами работы. В рамках нашей модели есть два важных микрокритерия «здоровьесбережение» и «здоровьеформирование». В ней предусматриваются модульные занятия по физической культуре 3 раза в неделю (в соответствии с рекомендациями Министерства Просвещения), внеурочные занятия по хореографии и подвижным играм, ежедневные обязательные прогулки на свежем воздухе.
Ещё один предмет для гордости – это наш авторский курс «Наследие». Особенность детского восприятия — это наглядно-образное мышление с ноткой воображения. Издавна представление об окружающем мире детям передавались с помощью преданий и сказаний. И так из поколения в поколения. Время поменялось, а дети остались детьми. Если учесть требования к мультикультурности обучающихся России, то можно увидеть проблемы. В школах изучают иностранные языки, но без понимания культурного кода сложно сформировать понимание культурной идентичности. Мы рекомендуем изучать литературное наследие народов мира через фольклор. Первый цикл обучения посвящен славянской традиции, далее дети изучают наследие Европы и Дальнего Востока.
Завершает цикл уникальный курс «Наследие. Страны Средней Азии», на котором дети познакомятся с традициями народов, населяющих нашу планету от Египта до Афганистана. Французский философ Жан-Жак Руссо считал, что начальное обучение должно быть естественным: «Первые уроки – это не книги, а сама жизнь: природа, труд, наблюдение».

Расскажите о преимуществах школы?
Бизнес-модель начальной школы – это премиум-образование с акцентом на результат. Sun School Primary ЗилАрт работает по модели «boutique school» — небольшие классы (до 16 человек), авторские методики и гибкая программа, адаптированная под запросы современных родителей. Школа делает ставку на развитие у детей умения применять знания, понимать устройство общества, уметь работать в команде и в четких рамках, финансовую грамотность и soft skills.
В Sun School Primary каждый предмет ведет отдельный учитель. Классный руководитель — это менеджер. В Sun School читают, что учитель должен заниматься обучением детей, а не искать варежки, собирать справки, организовывать поездки. Учитель — творец, он передает свет знаний детям, а мы ему в это помогаем.

Это не значит, что классный руководитель — это не педагог, все педагогические работники имеют профильное образование и знают особенности работы с детьми. А родители всегда получают информацию в формате единого окна, обратившись к классному руководителю.
Стоимость обучения соответствует топовым московским частным школам, но родители платят не за «бренд», а за «измеримые результаты» и возможность дать ребенку не просто знания ради оценок, а навыки, которые он сможет применять в будущем. Школа предлагает не просто уроки, а «среду для формирования будущих лидеров».
Sun School Primary ЗилАрт — пример того, как частное образование может быть не просто «альтернативой» государственной системе, а лабораторией новых стандартов. Многие говорят, что детей Sun School всегда видно. Они открытые, с искренним задором маленьких исследователей. Здесь готовят не к экзаменам, а к реальной жизни в быстро меняющемся мире. Наша цель — чтобы каждый выпускник мог сказать: «Я знаю, как учиться, и умею побеждать».

Подробная информация о начальной школе Sun School Primary ЗилАрт.