В январе Благотворительный Фонд «Семейная в помощь» запустил инклюзивную драматургическую лабораторию «Это я», одной из целей которой стало исследование вовлечённости россиян в инклюзивную культуру.  Сотрудники фонда провели опрос среди жителей Москвы, и поделились его результатами.

Опрос был разделён на два основных блока: первый сосредоточился на том, насколько хорошо респонденты понимают термины, связанные с инклюзией, а также знают правила общения с людьми с ОВЗ и инвалидностью, второй же делал акцент на личном отношении участников к инклюзии и готовности взаимодействовать с людьми с ОВЗ.

По результатам опроса основной целью инклюзии респонденты видят интегрирование людей с инвалидностью и ОВЗ в общество и создание всех необходимых условий для этого процесса. Молодёжь (люди до 35 лет) также отмечает, что инклюзия – это принятие и уважение любого человека со всеми его индивидуальными особенностями.

Такие термины как «шрифт Брайля», «комната тишины», «сурдоперевод» очень хорошо знакомы москвичам, более 90% опрошенных без проблем объяснили значение этих понятий. Термины же «тифлокомментирование» и «карта сенсорной доступности» вызвали некоторые затруднения: дать правильное определение «тифлокомментированию» удалось 78% респондентов, а «карте сенсорной доступности» – 65%.

Что касается моделей поведения при встрече с людьми с ОВЗ и инвалидностью встречались как правильные, так и ошибочные мнения. Например, опрошенные правильно отметили, что стоит поинтересоваться у человека, нужна ли ему помощь, прежде чем совершать какие-либо действия. Из основных заблуждений можно выделить попытку установить зрительный контакт с людьми с ментальной инвалидностью (это может вызвать сенсорную перегрузку у собеседника), желание громче говорить при общении со слабослышащим человеком (даже слабослышащим неприятно, когда с ними разговаривают на повышенных тонах, к тому же человек может отлично читать по губам, так что стоит уточнить у него, как ему комфортнее общаться), а также  порыв при встрече со слабовидящем человеком подхватить его под руку и довести до нужного места (такие агрессивные действия со стороны незнакомцев могут не принести пользу, а напугать человека). 

Большинство людей (70% опрошенных) если заметят на улице человека, который необычно себя ведёт (громко смеётся без видимой причины, пересчитывает людей в очереди, совершает другие действия, свойственные разным видам ментальной инвалидности),  скорее всего просто проигнорируют его поведение. 20% людей постараются помочь человеку, и лишь 8% негативно отреагируют (будут его бояться или упрекать). 

Что касается личного опыта взаимодействия опрошенных с инклюзивной культурой, то у более 80% в постоянном окружении (на работе, на учебе, в личной жизни) присутствуют люди с ОВЗ и инвалидностью. Примерно 54% получили специальную информацию о взаимодействии с людьми с ОВЗ на мастер-классах, курсах или с помощью статей в интернете. Также большая часть респондентов (72%) хотя бы раз посещала инклюзивные мероприятия, а некоторые (30%) с большей охотой идут на мероприятия, если видят, что оно инклюзивное. 

Опрос также затронул темы проработки в детстве вопроса отношения к людям с ОВЗ. Получилось, что родители и учителя респондентов до 35 лет проводили с ними специальные беседы на эту тему чаще, чем авторитетные фигуры респондентов старше 35 лет. В первой возрастной группе 76% опрошенных сталкивались с беседами на тему инвалидности в детстве, во второй же такие разговоры проводились лишь с 30% участников. 

Проект реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы совместно с Российским Академическим Молодежным театром.