Нам всегда интересно побеседовать с профессионалами своего дела, и сегодня на наши вопросы отвечает Александру Копытько — первый живой детектор лжи в России, бизнес-тренер, сертифицированный эксперт-профайлер, специалист-полиграфолог, тренер специализированных программ, профессиональный переговорщик.
-У вас юридическое образование. Как в вашей жизни появился профайлинг?
Да, у меня юридическое образование. Профайлинг появился в моей жизни шесть лет назад, в 2012 году. Тогда, правда, он был необходим для других целей — я профессионально занимался покером и искал стратегии, которые помогут мне получать перевес в игре.
-Для непосвященных людей, можете ли вы рассказать, что такое профайлинг и чем занимается профайлер, в данном случае вы?
Если объяснять простым языком, избегая заумных, профессиональных терминов, то профайлинг — это составление психологического профиля человека по внешним данным на основе формы тела, одежды, жестикуляции, голоса, темпа речи, слов и других факторов. Профайлер — специалист, который занимается тем, что собирая внешние характеристики человека, составляет его поведенческий психологических профиль и делает краткосрочное прогнозирование в том или ином контексте — продажи, переговоры, личное общение, соответствие тем или иным ожиданиям.
-Получается, что вас очень трудно обмануть? Или это все-таки возможно?
На самом деле обмануть можно кого угодно. Но есть весомый факт — если ложь значимая, после которой человек может потерять, допустим, свободу, деньги, близких людей, здоровье, то в данном случае обмануть практически нереально.
-Сейчас в телевизионных передачах все чаще прибегают к полиграфу. Стоит ли доверять его данным на сто процентов? Почему?
Пожалуй, развею этот огромный миф и надеюсь, что телевизионные продюсеры на меня не обидятся (Улыбается). Полиграф — очень мощный инструмент по выявлению лжи, но только не в эфире телевизионного проекта. В основном на ТВ — это впервую очередь шоу, потому как невозможно провести проверку в зрительном зале. Это прежде всего постановочные мероприятия для привлечения зрительской аудитории и рейтингов.
-Существует ли у вас своя методика выявления лжи?
Конечно, у каждого профайлера — верификатора со временем появляется своя метода детекции, но вся она строится на классических школах. А вот нюансы этой методики очень личные, раскрывать которые, я к сожалению, не могу.
-Можете назвать три пункта, которые говорят, что человек врет?
Их гораздо больше, но нет ни одного единственного и убедительного признака лжи. Это всегда набор из трех или пяти убедителей в конкретном контексте. Озвучу самые распространенные. Хороший лжец всегда смотрит в глаза, меняет структуру речи от базовой и скрывает признаки стресса.
-Помогает ли вам профайлинг в жизни?
Конечно помогает. Мне интересно разбираться, почему люди ведут себя тем или иным образом. Мне проще коммуницировать, я не строю завышеных ожиданий.
-Вы являетесь абсолютным чемпионом про управленческим поединкам? Что это такое? Расскажите подробнее?
Я — серебряный Призер Чемпионата России по управленческим поединкам, а вот абсолютным чемпионом Москвы я стал в прошлом году, в рамках осеннего чемпионата Москвы. Рассказывать про «Управленческие поединки» дело интересное, но очень долгое. Если вкратце, то это единственная в России профессиональная школа по обучению переговорам, которая имеет четкие критерии, оценки, и описание. Там даже есть система присвоения спортивных разрядов. В данный момент у меня первый разряд по классической управленческой борьбе и второй разряд по быстрой управленческой борьбе.
-Вы часто проводите тренинги. О чем они? Кто ваши слушатели? Насколько им это помогает в жизни и в работе?
Последние три года я много и регулярно провожу тренинги по всей России и в странах СНГ. Это линейка из трех тренингов, объединенных в один длинный курс — «Бизнес Профайлинг». Туда входит тренинг по профайлингу, детекции лжи и переговорам. В основном это либо открытые тренинги, куда приходят предприниматели, руководители крупных компаний, продажники, а также люди, которые хотели бы кроме бизнеса с помощью Профайлинга решить личные вопросы или же это закрытые корпоративные тренинги, связанные с продажами, переговорами, кадрами и безопасностью.