У российского Дня семьи, любви и верности есть своего рода «праздник-побратим». Это Международный день семей, который отмечается 15 мая во всем мире. Празднику более 30 лет: он был учрежден по инициативе ООН в 1994 году. Его цель — привлечь внимание к проблемам семейных пар и объединить всех, кто разделяет традиционные семейные ценности. Так что этот день — отличный повод поговорить о тех вызовах, с которыми сталкивается сегодня институт семьи, а также о том, как он выглядит в современной культуре, например в кино. С этими вопросами мы обратились к известному киноэксперту, главному редактору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.

 Мария, разговоры о кризисе института семьи во всем мире идут довольно давно. Однако для большинства из нас семья по-прежнему в приоритете: как и сто лет назад, мы любим наших родных, считая их самыми близкими людьми на земле…

— Мне кажется, такие разговоры — следствие того, что семья за последний век существенно изменилась. И дело не только в количестве детей, которых было много и в дворянском сословии, и у крестьян: в XIX веке под одной крышей прекрасно сосуществовали представители сразу нескольких поколений — и это не было чем-то странным. Мы же живем отдельно не только от наших бабушек и дедушек, но и от родителей. Это не значит, что между нами рвется душевная связь — однако совместного быта у нас уже нет. Другой аспект — информационная дистанция между поколениями. Конечно, бабушки и дедушки всегда ворчали на молодых людей: мол, и нравы у них не те, и песни поют другие. Но сегодняшняя малышня с пяти лет играет в компьютерные игры, а люди пенсионного возраста с трудом справляются с мобильным телефоном. Соответственно, информационно-культурная вовлеченность у них тоже разная: бабушки ничего не знают про комиксы и про супергероев, а внучки — про те фильмы и книги, на которых росли их бабушки.

— Мне кажется, эта проблема преодолима: современные дети с удовольствием смотрят фильмы про «Чебурашку» и «Бременских музыкантов», то есть охотно знакомятся с любимцами своих бабушек…

— Именно. Семейное кино — это своего рода мост между поколениями. Собственно, это и есть одна из глобальных задач семейных фильмов: они, во-первых, собирают у экранов представителей разных поколений, стимулируя их общение и давая им общие темы для разговоров, а во-вторых, с помощью хороших картин дети впитывают в себя культурный код своей страны: знакомятся с фольклором, историей, базовыми ценностями и т. д.

— Правильно понимаю, что с этой функцией отлично справляются киносказки?

— О да! Возможно, именно поэтому сказки стали чуть ли не самым востребованным жанром сегодня. К счастью, кинематографисты снимают их много и с удовольствием, ведь более благодатного материала для фантазии не найти. Причем подходы к первоисточнику могут быть разными: иногда картины снимаются довольно близко к оригиналу, как, например, «По щучьему велению», которая является компиляцией известных сказок. Но чаще авторы ищут какой-то нестандартный подход, перемещая наших любимцев в новые для них обстоятельства. Так было в трилогии Дмитрия Дьяченко «Последний богатырь», где Баба-яга, Кощей, Колобок и т. д. стали героями совершенно оригинальной истории. Или вспомним девочку Элли из недавнего «Волшебника Изумрудного города» Игоря Волошина: она перестала быть жительницей Канзаса и превратилась в нашу современницу.

 Тем не менее всех этих героев мы очень хорошо знаем…

— Поэтому фильмы с их участием сразу привлекают внимание. Тем не менее на экран попадают и персонажи-«новички», как в отличной картине Ивана Соснина «Легенды наших предков». Здесь в центре событий оказываются духи уральского фольклора: Нюлэсмурт, Шишига и Нер-Ойк, которые пытаются напомнить людям о своем существовании. Эти потусторонние существа помогают отцу и дочери найти друг с другом общий язык — и тем самым как бы говорят с экрана, что такой диалог всегда возможен.

— Другие сказки тоже говорят о семейных ценностях?

— Это особенность фольклора в принципе: народная мудрость веками оттачивала истории, которые способствовали самосохранению нации. Давайте вспомним любую сказку: хоть «Колобка», хоть «Репку». Почему Колобок, хитрое и удачливое существо, все-таки не сумел уйти от лисы?

— Потому что «от бабушки ушел и от дедушки ушел»?

— Именно! Он покинул территорию дома — и стал уязвим. С «Репкой» еще проще: семья сумела собрать урожай, потому что «бабка за дедку», а «Жучка за внучку». Малыш, слушающий эти сказки, на подсознательном уровне впитывает информацию о том, что семья и дом — это его место силы. То же и с киносказками. Наши мамы и бабушки с замиранием смотрели «Финиста — Ясного сокола», снятого по сценарию Александра Роу: в нем верная Аленушка шла пешком за тридевять земель, чтобы спасти своего любимого. Сегодняшние девочки-подростки не могут оторваться от сериала «Последний богатырь. Наследие», в котором молодая колдунья Софья отправляется в другое измерение, чтобы вытащить из беды своего отца. Истории, безусловно, разные, но все они — о силе любви и о готовности преодолевать любые препятствия ради любимого человека. Так что ничего не меняется.

— Согласна. Но ведь семейное кино — это не только сказки…

— Безусловно. О возможности найти точки соприкосновения между поколениями говорит «Батя-2. Дед» Ильи Учителя, о важности полноценной семьи — «Все, что тебя касается» Александра Войтинского. Тема семьи неотделима и от военного кино. Один из ярчайших примеров — недавняя военная драма «Каруза» Ивана Харатьяна, рассказывающая о храбром псе, который во время блокады Ленинграда спасал от голодной смерти своих хозяев (история, кстати, основана на реальных событиях). Более того: даже документальные проекты о природе наглядно демонстрируют важность взаимопонимания между членами «семьи». Взять хоть «Огненного лиса» Дмитрия Шпиленка: здесь речь идет о слабом лисенке, который выживает благодаря заступничеству своего отца. И этот же лисенок становится большим и сильным лисом, потому что ему надо защищать собственных лисят. Мне кажется, что такие проекты формируют у наших детей правильные установки быстрее, чем любые лекции и воспитательные беседы.

— А если говорить о фильмах, нацеленных на взрослую аудиторию?

— В советском кинематографе было много драм, высвечивающих проблемы взаимоотношений в семье. Например, «Частная жизнь» (1982) Юлия Райзмана с Михаилом Ульяновым в главной роли: он играет директора большого предприятия, который вдруг понимает, что из-за своей чрезмерной нацеленности на карьеру потерял нить общения с самыми близкими людьми. Или «По семейным обстоятельствам» (1977) Алексея Коренева с Евгением Евстигнеевым, Галиной Польских, Мариной Дюжевой и Евгением Стебловым: в нем представители разных поколений, вынужденные жить на одной жилплощади, никак не могут договориться друг с другом. Кстати, несмотря на то что оба фильма снимались полвека назад, они невероятно актуальны и сегодня.

— Но в современном прокате таких историй практически нет…

— Они есть, просто не получают должной рекламы, поэтому — к сожалению! — проходят практически незаметно. Например, «Ячейка общества» Алены Званцовой, в центре которой —трудности молодой супружеской пары. Или «Двое в одной жизни, не считая собаки» Андрея Зайцева — это разрывающая душу история питерских супругов-пенсионеров, которые прожили вместе несколько десятков лет, но не утратили нежность и жажду жизни. Фильм был показан в основной конкурсной программе 47-го ММКФ и получил Приз зрительских симпатий. Что, кстати, абсолютно заслуженно, ведь в главных ролях невероятные Светлана Крючкова и Александр Адабашьян. Снимаются в российском кино и абсолютно зрительские фильмы, связанные с темой семьи. Советское кино умело отвечать на сложные вопросы не скучно. Помните хит Владимира Меньшова «Любовь и голуби»?

 Конечно! Любимое кино нескольких поколений!

— Именно. И одна из причин его успеха в том, что оно очень искренне (хоть и ненавязчиво) говорит о семейных отношениях: смешная героиня Нины Дорошиной, Надя, бегающая на тайные свидания к своему «непрощенному» мужу, — это своего рода метафора, доказывающая, что настоящая любовь способна пережить любой кризис, а близкие люди остаются близкими в любой ситуации. «Москва слезам не верит» подходит к этой проблеме с другой стороны. Она о том, как эти близкие отношения найти, не предав свое собственное «я». И в этом плане фильму очень близка современная мелодрама «Мужу привет» Антона Маслова, победившая в конкурсной программе «Русские премьеры» 47-го ММКФ. Это история работницы загса, у которой двое детей и муж в коме. Неожиданно для себя она встречает необычного мужчину, который готов любить и заботится, но не готов становиться отцом. Встреча перекраивает судьбы их обоих и помогает принять правильные решения.

— Мария, а что самое важное транслируют такие фильмы?

— Месседж любого хорошего фильма о семье можно сформулировать примерно так: «Семья — это не просто комфортное проживание на одной территории, это максимальная вовлеченность в жизнь партнера и близких родственников». И этой вовлеченностью нельзя пренебрегать, потому что семья, как и много веков назад, продолжает быть фундаментом человеческой цивилизации.

Беседовала Анна Павлова