В этом году на московских площадках представили рекордное число «Щелкунчиков»
более 50 постановок. Если бы автор легендарного балета Пётр Ильич Чайковский жил в
наше время, наверняка был бы счастлив от такой популярности своей музыки.
Москвичи и гости столицы уже не раз замечали на центральных улицах гуляющего
Чайковского. Меланхоличный мужчина в костюме XIX века, с цилиндром из тёмного атласа и
безукоризненно белыми перчатками появляется в парках и скверах, в общественном
транспорте и кафе. Он охотно фотографируется с прохожими и даже раздаёт автографы.
Композитор Пётр Ильич Чайковский планирует лично посетить все постановки
«Щелкунчика» в Москве!


В 2024 году балету «Щелкунчик» исполнилось 132 года – его премьера прошла 6 декабря 1892
года на сцене Мариинского театра. В этом году количество новогоднего балета бьёт все
рекорды, перевалив за полсотни. Каждый уважаемый музыкальный театр ставит в этом году
«Щелкунчика».
На первых страницах информационных агентств — новости о небывалом ажиотаже на билеты
на «Щелкунчика» в Большом театре: последние места ушли «с молотка» за баснословные
суммы. Первый канал проведет 31 декабря прямую трансляцию «Щелкунчика» из Большого
театра. Главные партии исполнят Елизавета Кокорева и Артем Овчаренко. Народный артист
России, глава Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев впервые будет
дирижировать балетом.


Одной из самых громких премьер сезона станет «Щелкунчик на льду с симфоническим
оркестром»
30 и 31 декабря на ледовой площадке LIVE Арена. Постановка соединит
классическую музыку, балет и фигурное катание. Главную роль Мари исполнит многократная
чемпионка Сербии, призер и победитель мировых соревнований, солистка международных
шоу на льду Елена Йованович. Оригинальное звучание «вечного балета» вживую
воспроизведёт симфонический оркестр. Чайковский всегда был сторонником «живого»
исполнения и понимал, как важно передавать эмоции через движение и музыку.
Новую интерпретацию легендарного балета представила Татьяна Навка – современную
версию «Щелкунчика» в стиле стимпанк. А самый титулованный фигурист современности
Евгений Плющенко в своем шоу «Щелкунчик» соединил классический балет и фигурное
катание. На льду — Олимпийская Чемпионка Сочи 2014 Юлия Липницкая, Чемпионка Европы
2020 Алена Косторная в паре с Георгием Куницей и маленький Саша Плющенко в роли
Щелкунчика. Особое внимание продюсер Яна Рудковская уделила вальсу снежинок — это её
любимая сцена, и в шоу именно она самая масштабная и зрелищная.


Во времена Чайковского про вампиров мало кто слышал. А вот вурдалаками и упырями
пугали непослушных детей. Сегодня «вампирским» гримом и тёмным кружевом готических
костюмов никого не напугаешь: для поклонников мрачновато-таинственной стилистики Тима
Бёртона
в премьере от Яндекс Афиши и Imperial Orchestra соединили цирк, балет и высокие
технологии. По сюжету Мари, новая ученица магической академии, получает в подарок от
директора Дроссельмейера потрёпанную игрушку — Щелкунчика. Девочке предстоит
оживить его, чтобы вместе сразиться с полчищем летучих мышей, которые облюбовали
чердаки готического замка.
Первые щелкунчики — деревянные игрушки для колки орехов — появились в горах Саксонии
почти четыре века назад. Местные жители изготавливали такие поделки на продажу, и вскоре
щелкунчики покорили все ярмарки Германии. В 1816 году известный немецкий сказочник
Эрнст Теодор Амадей Гофман написал сказку «Щелкунчик и Мышиный король», а в 1892
знаменитый русский композитор Пётр Ильич Чайковский представил публике легендарный
балет, который сегодня ассоциируется у россиян с волшебством новогоднего настроения и
долгожданными зимними праздниками.

«Я тщательно напрягал все силы для работы, но ничего не выходило кроме мерзости,
сетовал на отсутствие вдохновения композитор в письме к брату Модесту. — Главное
отделаться от балета».

Работа шла туго, а успех постановки не был мгновенным. «Для такого рода произведений,
разумеется, не нужно никакого вдохновения, потому что в них нет никакого творчества.
Это действительно ремесленная работа, которая на художественное значение не может
претендовать».

Критики называли балет «скучнейшим и нелепым представлением», годным «разве для
балаганных представлений». Тем не менее, «Щелкунчик» идёт на сцене российских театров
уже более ста тридцати лет, пережив несколько десятков «реинкарнаций» в исполнении
разных режиссёров и вызывая неизменный восторг у детей и взрослых.
Каждая версия «Щелкунчика» уникальна, и композитор с интересом наблюдает, как
хореографы и режиссеры интерпретируют его музыку. «Щелкунчиком» становится символом
связи между прошлым и настоящим. Музыка Чайковского продолжает жить и вдохновлять
новые поколения артистов и зрителей.