В начале февраля в ASKERI GALLERY открылась выставка «Место, куда можно вернуться». В рамках экспозиции впервые в России представлены работы знаменитой испанской художницы Евы Армисен, созданные специально для российской публики, и мы решили не упускать момент и взять небольшой комментарий у Евы.

Ева Армисен – испанская художница, живет и работает в Барселоне. Является одной из самых известных арагонских художниц за рубежом. Она родилась в Сарагосе с 1969 году, училась в университете Барселоны по специальности «изящные искусства», затем – в амстердамской Академии Геррита Ритвельда и в Фонде Пилар и Хуана Миро в Пальма-де-Майорке.
Работы художницы представлены в музеях и галереях по всему миру. Она известна не только в Европе, но и в Азии, Австралии и США. Ее выставки проходили в Лиссабоне, Шанхае, Мельбурне, Сингапуре и Майами. Она работала в студиях Сеула, Лос-Анджелеса, Мадрида.

Ева Армисен создавала общественные инсталляции, объекты уличного искусства в Сеуле, сотрудничала с такими крупными брендами, как Samsung и Nike, работала с киностудиями и турфирмами. Художница создает арт-объекты всех возможных форм и видов: это скульптура и керамика, гравюра и шелкография. Она является соавтором трех детских книг, автором иллюстраций во всевозможных газетах и журналах.
Ее искусство можно назвать мультикультурным и поистине многогранным. Произведения Евы посвящены повседневности и обыденности, которые художница пытается изучить и преподнести с новой стороны, отобразив некую уникальность и экстраординарность обыденности. Ее картины оптимистичны, наполнены жизнью и неподдельными эмоциями.
Герои Армисен – обычные люди, которые гуляют, танцуют, едят, собираются с семьей и друзьями, — словом, живут свою жизнь. Эта красота обыденности привлекает Армисен и вдохновляет ее на сравнение человеческой жизни с природными явлениями и циклами. Художница посвящает серии работ любви и семье, поиску себя и своего места в жизни, говорит со зрителем о насущном, которое составляет глобальную картину мира.






Давайте начнем с героини — есть ощущение, что это история одной девушки, которая длится годами. Есть ли в этом компонент автобиографичности?
Она словно рассказчик своих историй, но это не всегда было так. Я уже много лет пишу картины и конечно, девушка, которую вы видите, превратилась за эти годы в одного из центральных персонажей. Через нее я могу передавать эмоции.

Вы используете очень богатую палитру в своих картинах, все они буквально наполнены цветом. Есть ли среди ваших работ те, которые написаны в черно-белых тонах, как, например, «Герника» у Пикассо?
Здесь в галерее представлены мои работы, выполненные в трех техниках — конечно, иногда я использую только черно-белые оттенки, так получается более драматично. И когда в моей голове появляется идея будущей картины, первое, что я решаю — это то, в какой манере она будет выполнена, какого она будет размера и формата, и какая техника поможет мне лучше всего выразить то, что я чувствую. Я довольно много работаю с керамикой и мне безумно это нравится, хотя это, конечно, очень сложно. Но это идеальный материал, чтобы показать хрупкость.



Главный лейтмотив ваших работ — это, кажется, любовь?
Да, ведь через свое искусство я стараюсь передать эмоции. Это любовь с тысячи точек зрения, множества моментов нашей жизни. Когда мы влюбляемся, мы буквально теряем голову и не можем думать больше ни о чем. И наше сердце способно перенести нас куда угодно, в этом смысле оно — наш мотор и наша главная еда. Поэтому на этой выставке так много темы любви и путешествия, движения и даже переезда. Путешествуя, ты берешь с собой в чемодане все свое прошлое, все свои воспоминания, но это не мешает тебе двигаться вперед, формируя свою личную карту. У каждого из нас получается своя собственная карта жизни, сотканная из решений, которые мы принимаем.


На ваших картинах очень много слов, это важно для вас? Это выглядит очень органично, но как будто бы, не типично для живописи.
Часто у меня рождается идея того, что именно я хочу нарисовать, и первое, что я вижу — это не изображение, а именно слова, которые помогают мне создать картину. Поэтому слова для меня — это манера самовыражения и формат живописи. Мне кажется, слова помогают создать движение, вибрацию на самой картине, которая мне очень по душе. Я представляю свои картины в разных странах мира, в таких как Корея, Япония, Китай, и мало кто, конечно, понимает эти слова, но для меня они — часть картины.



Ваши картины, как вам кажется, более понятны детям или взрослым? Или в парадигме искусства нам не стоит разделять это?
Разницы не существует. Единственное отличие детей от взрослых состоит в том, что они совершенно лишены предрассудков в восприятии искусства. Поэтому во многих случаях их интерпретация помогает им открывать такой путь восприятия, который, к сожалению, не всегда виден взрослым. Я знаю, что во всем мире много работают с моим картинами именно с детьми в контексте выражения эмоций, потому что это довольно сложна тема. При помощи картин детям проще воспринимать и рассказывать истории: они легче открываются к интерпретациям, включаются в сам процесс творчества, рисуют и выражают свои эмоции через это. Взрослея, мы, к сожалению, теряем эту чистоту восприятия, заменяя ее набором клише и надуманных форм восприятия.

Что касается искусственного интеллекта, который, кажется, проник во все сферы нашей жизни и, конечно же, в искусство, повиляет ли он коренным образом на живопись? Будут ли в будущем великие художники? Или мы обречены на искусство в стиле чата GPT?
Правда в том, что честно ответить на этот вопрос довольно сложно. Искусственный интеллект движется на таких скоростях, что я не успеваю за ним. Но вот что я действительно думаю — при всем количестве информации, само понятие креатива искусственному интеллекту все же неподвластно. Креативность и способность создавать — это, что всегда будет иметь будущее. Искусство — это возможность создавать то, что еще не создано. К тому же, у нас остается тот вид творчества, который создается своими руками. Мне нравится душа и труд, вложенные в эти работы. Такого эффекта невозможно достичь искусственным путем.