Современного зрителя ни чем не удивишь! Но именно сейчас, когда мы видели «Аватар» и «Жизнь Пи», как никогда актуальна черно-белая классика вне времени. Предлагаем вашему вниманию подбору картин, ставших знаковыми для всего кинематографа.

1. Психо

(Psycho) 1960, США

Режиссер: Альфред Хичкок

Жанр: Триллер

Из всех фильмов Альфреда Хичкока — самый знаменитый, самый страшный, самый неустаревший, самый новаторский и самый неповторимый, несмотря на бесчисленные попытки воспроизведения этого успеха. Эта картина с первых кадров погружает зрителя в тревожное состояние ожидания чего-то страшного. Это даже не страх, а предчувствие страха, которое сковывает на протяжении всего экранного времени. Именно поэтому его так часто пародируют, цитируют и копируют в мировом кинематографе. Хичкок раз и навсегда задал планку образцовому триллеру.

В новой киноистории один из самых знаменитых экранных маньяков, Норман Бейтс, прописался на ТВ в сериале «Отель Бейтсов».

2. В джазе только девушки

(Some Like It Hot), 1959, США

Режиссер: Билли Уайлдер

Жанр: Музыкальная комедия

Легкая, ироничная, местами пикантная для своего времени музыкальная картина с потрясающим актерским составом — Мэрилин Монро,Тони Кертис и Джек Леммон — завоевала сердца зрителей и критиков по всему миру. В оригинале «Некоторые любят по-горячее» в советском прокате так же имела невероятный успех после некоторых цензурных правок. Ну а главная фраза фильма, которую произносит один из героев на последних минутах «Никто не совершенен», стала настоящим девизом всех времен не только в кино, но и в жизни. В фильме гораздо больше тонкостей, чем кажется на первый взгляд. И она намного больше «Hot», чем может показаться неискушенному зрителю. Помимо искрометного юмора в ленте можно насладиться фирменной походкой божественной Мэрлин Монро, что окончательно убеждает в необходимости увидеть это фильм хотя бы один раз.

Главный тренд этой зимы в отечественном кинематографе — картины на спортивную тематику, среди которых лента «В спорте только девушки» обыгрывающая классический сюжет.

3. Касабланка

(Casablanca), США, 1984

Режиссер: Майкл Кёртиц

Жанр: военная драма

Фразу «Я думаю, это послужит началом большой дружбы» из кинофильма Касабланка кто только не цитировал: от героев Эмира Кустурицы до кинематографистов 90х. Эта фраза стала визитной карточкой военной драмы с Ингрит Бергман и Хамфри Богартом в главных ролях. Фильм был тепло встречен зрителями и критиками и был удостоен 3 статуэтками Оскар. Картина стала чуть ли не первой в жанре «любовь во время войны».

Интересная деталь: «Касабланка» занимает вторую строчку в списке фильмов, про которые люби обычно врут, что видели.

4. 12 разгневанных мужчин

(12 Angry Men), 1957, США

Режиссер: Сидни Люмет

Жанр: судебная драма

Дебютная картина блистательного режиссера Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» с Генри Фондой в главной роли современными киноведами расценивается как одна из величайших юридических картин в истории. Главный приз Берлинского кинофестиваля, три номинации на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года тому подтверждение. Сюжет картины до невозможного прост: двенадцать присяжных заседателей в совещательной комнате решают, виновен ли пуэрториканский подросток, выросший в трущобах, в убийстве собственного отца. Фильм снимался практически в один дубль, в условиях одной маленькой комнаты с одними и теми же актерами. Но с первого и до последнего кадра зрители будут кусать ногти на нервной почве, как и не получив однозначного ответа. Потому что правосудие — слепо!

2007 году Никита Михалков снял картину «12» с таким же сюжетом по оригинальной пьессе драматурга Реджинальда Роуза. Любопытно, что режиссерская карьера Михалкова также началась с постановки данной пьесы в институте.

5. Великий диктатор

(The Great Dictator), 1940, США

Режиссер: Чарли Чаплин

Непосвященному зрителю может показаться, что картина «Великий диктатор» — наивная и несовременная. Классический кинофильм Чарли Чаплина, политическая сатира на нацизм и в особенности на Гитлера. Премьера фильма состоялась 15 октября 1940 года. «Великий диктатор» — первый полностью звуковой фильм в творчестве Чаплина — был очень нетипичен для США того времени, так как во время его создания США и Германия ещё находились в состоянии мира. Фильм имел большой коммерческий успех, и в то же время он был весьма спорным из-за политической подоплёки. Фильм запретили в Перу, Испании и Японии, которая в официальном отказе заявила: «Все антинацистские фильмы в Японии запрещены».

Сатирическое изображение Гитлера стало своего рода сенсацией, однако наибольший страх вызвала финальная речь Чаплина: «Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с верного пути. Алчность отравила души людей, разделила мир ненавистью, ввергла нас в страдания и кровопролитие. Мы все наращивали скорость, но заперли себя в темнице. Машины, которые дают изобилие, оставили нас в нужде. Наши знания сделали нас циничными, наша рассудительность сделала нас холодными и жестокими. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Нам нужны не столько технологии, сколько человечность. Не столько ум, сколько доброта и мягкость. Без этих качеств жизнь станет жестокой и потеряет смысл.»

6. Гражданин Кейн

Citizen Kane, 1941

Режиссер: Орсон Уэллс

Жанр: драма

Умирая медиа магнат Фостер Кейн произносит загадочные слова «rosebud» («розовый бутон»). Далее зрители видят историю жизни Кейна в виде флэшбеков. Прототипом которого послужил меди магнат Уильям Рэндольф Хёрст. Изначально Кейн посвящает свою жизнь идее о службе обществу через предоставление ему новостей, но неумолимо эволюционирует в человека, использующего свои громадные деньги и власть для постоянного удовлетворения потребностей собственного эго.

На протяжении нескольких десятилетий дебютная режиссерская работа одного из ключевых режиссеров в истории — Орсона Уэллса, который к тому же исполнил в картине главную роль, регулярно побеждает в масштабных опросах кинопрофессионалов как «лучший фильм всех времён и народов», а новаторская для своего времени манера киноповествования легла в основу чуть ли не самого излюбленного режиссерского приема.

8. Летят журавли

1957

Режиссер: Михаил Калатозов

Жанр: военная драма

Пожалуй не один другой фильм о Великой Отечественной Войне не был так однозначно положительно воспринят европейским кинематографическим сообществом. Картин, посвященных этой печальной тематике как в советское, так и в российское время было снято огромное множество. Но только черно-белая драма «Летят журавли» стала единственной отечественной картиной, получившей главный приз Каннского кинофестиваля — Золотую пальмовую ветвь.

Пронзительная человеческая драма на фоне общемировой в нетипичной для советского кино манере выдвигает на передний план беды людские, в противовес боевым действиям. Возможно, именно поэтому картина настолько любима у многих поколений.

9. Чудо на 34-ой улице

Miracle on 34th Street, 1947

Режиссер: Джордж Ситон

Жанр: рождественская комедия

Один из самых популярных в США кинофи

льмов на рождественскуютематику. Сценарий режиссёра Джорджа Ситона по рассказу Валентина Дэвиса. В 1995 году внесён в Национальный реестр наиболее значимых фильмов. По его мотивам снято четыре ремейка и поставлен бродвейский мюзикл! У картины три «Оскара», в том числе за лучшую мужскую роль второго плана (Эдмунд Гвенн), два «Золотых глобуса». Собственнонакануне грандиозного парада, устраиваемого каждый год на день благодарения универмагом «Мэйси» на 34-й улице Манхэттена, старик, который был должен изображать Санта-Клауса, в стельку напился. Его место в повозке Санты уговорили занять прохожего старика Криса Крингла. Крингл пользуется огромным успехом у детишек и получает работу в универмаге. Однако когда его начальник требует, чтобы Крис всучивал детям залежавшиеся игрушки, тот приходит в негодование. Вместо этого он отсылает родителей за нужными их детям подарками в те магазины, где они имеются в наличии. Руководство магазина решает уволить несговорчивого старика, но изменяет своё решение, когда выясняется, что честность Криса привлекает в «Мэйси» толпы новых покупателей. Постепенно становится ясно, что Крис Крингл считает себя настоящим Санта-Клаусом. Его заклятый враг, штатный психиатр, подстраивает его госпитализацию в психическую лечебницу. Теперь решить вопрос о том, является ли Крис Крингл настоящим Санта-Клаусом, должен городской суд.

История Криса Крингла перекликается с историей земной жизни Иисуса Христа. Так же, как Христос, он появляется в городе накануне праздника, критикует торгашество, пытается вдохнуть во всех веру в чудо, оказывается предан и предстаёт перед судом, где должен доказать, что он тот, за кого себя выдаёт, а не самозванец. Судью, который должен вынести решение по делу, в фильме прямо сравнивают с Понтием Пилатом. Но несмотря на религиозный поддекст, картина воспринимается многими поколениями зрителей, как очень трогательная и сентиментальная рождественская комедия.

10. Путь в высшее общество

Room at the Top, 1959

Режиссер: Джек Клейтон

Жанр: драма

Абсолютно актуальная история, которая происходит всегда и везде: он -честолюбивый провинциал, который пытается пробиться в высшее общество. И, естественно, выбор стоит между дочкой самого влиятельного человека в городе, родители которой против, но уже поздно — она беременна, и любимой женщиной, которая старше его, замужем, несчастна и ей изменяет муж. Сердцу не прикажешь, а если ставить амбиции выше простого человеческого счастья конец во все времена печален.

Американская Киноакадемия отдельно отметила статуэткой актерскую игру Симоны Синьоре, которой в этом фильме как раз и досталась роль женщины, принявшей на себя основной удар.

11. Расемон

Rashomon , 1950

Режиссер: Акира Курасава

Жанр: детективная драма

Японский чёрно-белый кинофильм режиссёра Акира Куросавы является экранизацией рассказов Рюноскэ Акутагавы «В чаще» и «Ворота Расёмон». Действие картины происходит в древней Японии. В лесу изнасилована женщина, а ее муж убит. Есть четыре точки зрения — у каждого из четырех свидетелей — своя. Каждая история проливает свет на случившееся, добавляя дополнительные детали. Однако какая же версия является истинной, если каждая претендует быть наиболее правдивой?

Собрав все мыслимые и немыслемые награды на европейских кинофестивалях, картина стала настоящим памятников гению Акиры Курасавы. Именно он подарил миру один из излюбленных приемов кинематографистов, когда одну и туже историю расссказывают под разными углами. В таком же стиле сняты картины «Глаза змеи», «Точка обстрела» и сериал «Убийство».

12. Бумажная луна

Paper Moon, 1973

Режиссер: Питер Богданович

Жанр: драма, комедия

«Бумажная луна» — далеко не old school, снятая всего за 5 лет до выхода «Звездных войн», НО пристрастие режиссера Питера Богдановича к старому чёрно-белому кино настолько велико, что он любовно и искусно воссоздает стиль давних кинолент, вплоть до композиции кадра, способа освещения, имитации «поблёкшего и пожухшего» изображения. В истории кинематографа это чуть ли не единственный «новодел», который практически неотличим для взгляда зрителя от архивных образцов. Речь в фильме идет о периоде Великой депрессии. Мелкий проходимец Мозес Прей, пытающийся продавать Библии одиноким вдовам в маленьких американских городках, по пути встречается с девятилетней девчонкой Эдди, которая по натуре — «сорвиголова». Хмурая и вечно курящая 9-летняя сиротка вскоре стала помогать Мозесу в его мелких махинациях, разъезжая с ним по Канзасу.

Главные роли в картине исполнили Райан О’Нилл и эго дочь Татум О’Нилл. Благодаря этому фильму Татум стала самой юной в истории обладательницей премии «Оскар». А сигареты, которые по ходу фильма курила героиня Татум, были изготовлены не из табака, а из салата-латука.

13. Колыбель жизни

Nära livet, 1958

Режиссер: Ингмар Бергман

Жанр: драма

Киноновелла, небогатая событиями, но насыщенная неброским внутренним драматизмом, действие которой происходит в родильном доме. Лента рассказывает о трех женщинах, две из которых очень хотят родить ребенка, третья — напротив, желала бы от него избавиться, да поздно. Желания каждой из героинь оказываются невыполнимы. Фильм может показаться очень простым, но это только на первый взгляд. Отсутствие сюжетных коллизий с лихвой компенсируется неоднозначными и сложными темами — жизни и смерти, любви и взаимоотношений. Жизнь по Бергману — это чудо, а дарить жизнь — еще одно великое чудо. Поэтому жизнь побеждает! Еще одно чудо — это сами фильмы Бергмана — нежные, лиричные, смутные, местами напряженные, лиричные и обволакивающие.

14. Римские каникулы

Roman Holiday, 1953

Режиссер: Уильям Уайлер

Жанр: романтическая комедия

Романтическая комедия вне времени с Одри Хепберн и Грегори Пеком. Дальнейшие доводы, пожалуй, будут лишними.

15. Убить пересмешника

To Kill a Mockingbird, 1962

Режиссер: Роберт Маллиган

Жанр: судебная драма, детектив

Экранизация романа американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника» была обречена на успех, поскольку в основе лежит квази успешная книга. Фильм занимает второе место в рейтинге «наиболее выдающихся фильмов всех времен», составленном Американским киноинститутом в 2006 году. И дело даже не в совокупности хорошей книжки и блестящей актерской игры Грегори Пека, а в полной противоположности любым картинам на данную тематику, поскольку история рассказана от лица ребенка. Маленькая девочка пропускает через себя неоднозначный судебный процесс, не оставляя никого равнодушным.