Издательство «Эксмо» представляет нам «12 лет рабства» — историю, впервые рассказанную в 1855 году человеком, чья жизнь изменилась буквально за один глоток вина, выпитый с умело замаскировавшимися работорговцами. Наслаждаясь прекрасным днем, общением со знакомыми джентельменами и. главное, свободой, Соломон Нортап строил планы на будущее и очень обрадовался, когда за легкую и приятную работу ему пообещали хороший заработок, да и еще небольшое путешествие в Вашингтон. Каково же было его изумление, когда после прекрасного ужина он очнулся прикованным цепями к полу в страшном и неизвестном месте.
Отмена рабства происходила не одновременно по всей стране, но на Севере давно уже процветала демократия, и Нью-Йорк был свободным штатом, благодаря чему Соломон женился на прекрасной девушке, обзавелся детьми и зарабатывал достаточно, чтобы иметь свой дом и быть довольным жизнью.
«Со дня моей свадьбы и по сей день любовь, которую я питаю к жене моей, остается искренней и неугасимой. <…> В то время мы уже были родителями троих детей — Элизабет, Маргарет и Алонсо. <…> Дети наполняли наш дом радостью. Их юные голоса звучали музыкой для нашего слуха. Не раз мы с их матерью строили воздушные замки для сих невинных малых. В часы досуга я гулял с ними, одетыми в лучшие одежды, по улицам и рощицах Саратоги.»
Насколько страшно внезапно потерять все, превратиться из личности, мужа, отца и свободного гражданина в выгодный товар, рассматривать который будут с точки зрения выносливости, здоровья зубов и прочих качеств, применяемых в современном мире к животным?
«Увы. Я не знал тогда всей меры «бесчеловечности человека к человеку» (Роберт Бернс «Человек был создан для печали. Траурная песнь»)
«Нездоровье раба, подобно порокам лошади, существенно снижает его цену».
Будучи рабом, Соломон ежесекундно думает о том, каким образом он может бежать, и хочет любой ценой вернуться к прежней свободной жизни; нередко его посещают мысли, полные насилия и отчаянья, а планы побега строятся на чьей-либо смерти.
«Однако пусть те, кто никогда не был в подобных обстоятельствах, не судят меня строго. Пока они не побывают в цепях, пока на них не посыплются побои. .. Пока они сами не окажутся в том положении, в каком был я, похищенный и увезенный от дома и семьи в невольничьи земли, — пусть они воздержатся от всяческого осуждения выбора путей, ведущих к желанной свободе.»
Особенно тяжело Соломону смотреть на чужие страдания:
«Однажды вечером, когда работники вернулись с поля, они обнаружили ее мертвой. Днем Ангел Божий, который ходит невидимый по земле, собирая свой урожай готовых отбыть душ, молчаливо вошел в хижину умирающей женщины и забрал ее оттуда. Наконец-то она стала свободной.»
Книга поражает читателя тем, что в каждой строчке мы чувствуем все то, что чувствовал Соломон: ежесекундный страх, ненависть к своим владельцам, жалость по отношению к другим рабам, отчаяние и голод… И, пожалуй, это то, чего не хватает в фильме, снятом по книге «12 лет рабства».
«Днем раб боится, что его поймают на отставании; по вечерам он в страхе подходит к амбару со своей груженной хлопком корзиной; ложась спать, он опасается проспать с утра. Такова истинная, правдивая, непреувеличенная картина повседневной жизни раба в сезон сбора хлопка.»
Какой момент запомнился особенно? Пожалуй тот, где Соломон рассказывает о маленьком кусочке настоящей жизни, о том, как рабы проводят рождественские праздники и всей душой наслаждаются такой роскошью как еда, нарядная одежда, которую за ненадобностью отдали им хозяева, свободным временем и, конечно же, танцами.
«О, эти рождественские танцы. О вы, ищущие удовольствий сыны и дочери праздности, двигающиеся выверенным шагом, безжизненным и апатичным, через медлительный котильон; коли желаете вы узреть истинную живость, если не «поэзию движения», коли желаете увидеть неподдельное счастье, свободное и безграничное, — отправляйтесь в Луизиану и поглядите, как пляшут рабы при звездном свете в рождественскую ночь.»
На мой взгляд, фильму — увы — не удалось передать всей глубины такой удивительной истории, которая отражена в книге. А удивительная она потому, что пройдя такой огромный путь, прожив в тяжелом рабстве 12 лет, Соломон никогда не переставал верить и именно поэтому однажды снова стал свободным человеком и вернулся в свою семью. Страшно представить, что были времена, когда цвет кожи играл такую колоссальную роль, а человека можно было купить, продать, повесить, заставить делать все, что душе угодно, ведь он — твоя собственность.
P.S.«Люди могут писать романы, изображающие жизнь раба такой, какая она есть (или каковой не является); могут со всей серьезностью рассуждать о блаженстве невежества; могут, сидя в мягких креслах, распространяться об удовольствиях рабской жизни… Но пусть они выйдут вместе с рабом в поле, поспят вместе с ним в убогой хижине, пусть питаются вместе с ним объедками; испытают, как его бьют кнутом, как на него охотятся, как его пинают, — и эти философы вернутся оттуда с иной историей на устах.»