Два года назад любовь к Вуди Аллену и Уэсу Андерсону подтолкнула выпускницу журфака МГУ Лену Серебрянную перебраться в Лос-Анджелес и получить кинематографическое образование. Сегодня Лену можно без оговорок назвать голливудским кинопродюсером: в ее резюме – серия анимационных проектов, а на очереди – несколько фестивальных фильмов и полнометражная военная лента. В перерыве между съемками и «питчингами» Лена рассказала о кинопоказах на кладбище и тренировках с Кэмерон Диаз , а также ответила на главный вопрос – как это делается в Америке.

— Расскажи, как ты приняла решение перебраться в США?

Однажды меня осенило: только кино и музыка могут заставить меня испытать широчайший спектр эмоций – рассмешить, вывести из себя… Даже такую скуку, какая одолевает во время просмотра безвкусной и непонятно зачем снятой картины, больше нигде не ощутить. И тогда я подумала, что больше не хочу смотреть и анализировать издалека. В Москве я работала на телевидении, а потом мы с друзьями начали снимать документальное кино: объездили пол-Европы, Южную Америку. В какой-то момент стало понятно: работать с иностранными командами я готова.

— Сложно ли было адаптироваться к жизни в другой стране?

Думала, будет очень сложно. Оказалось, совсем наоборот. Так быстро привыкаешь к хорошему и удобному, что даже …неудобно (смеется). Сначала многие вещи вызывают противоречивые чувства: люди на улице здороваются и спрашивают, как у тебя дела, полицейский в пробке завязывает с тобой разговор, домовладелец называет тебя вишенкой, секьюрити с серьезным лицом Ван Дамма помогает нести чемодан – да это просто утопия какая-то. Первое время хотелось привлекать к себе поменьше внимания и не верилось в искренность такого отношения. Но вскоре начинаешь смотреть на все совсем по-другому.

— Насколько хорошо ты владела английским языком до отъезда? Сложно ли было учиться и сдавать экзамены на неродном языке?

Говоря объективно, до переезда в Лос-Анджелес проблем с языком у меня не было, но я их себе, конечно же, придумала и первые два месяца комплексовала, надеясь, что лишний раз меня никто ни о чем не спросит. Мои бывшие однокурсники поначалу, наверное, вообще думали, что я немая. Барьер, похоже, появляется почти у всех, но пропадает так же быстро. Довольно тяжело было осваивать техническую литературу: уровень наслаждения от прочтения теории постановки света можно сравнить разве что с процессом изучения расстановки отверстий на диске Нипкова на языке хинди. Профессиональная лексика запоминается, тем не менее, молниеносно.

— Чем ты занимаешься сейчас? Расскажи о наиболее ярких прошлых и текущих проектах.

Последние полтора года я проработала в анимационной команде. Мы создали четыре пилота с прицелом на американские телесети (NBC, FOX, Adult Swim, Comedy Central и др.). Один был сделан по знаменитому американскому комиксу Achewood; второй, совершенно оригинальный, целиком придуман русскими ребятами. Еще один – идея знаменитого шоу-раннера, ранее работавшего над «Симпсонами», ну а последний основан на культовом комиксе из 90-х. Одним из проектов всерьез заинтересовался FOX, и я верю, что это только начало. Также параллельно я продюсировала несколько фестивальных проектов, чтобы не рвать связей с горячо любимым мною игровым кино. На последний мы заполучили местную телевизионную звезду Дина Уинтерса, который большинству знаком по сериалу «Студия 30». А в настоящий момент мы с крайне талантливой командой занимаемся военным полнометражным фильмом, на который одна инвесторская группа выделила неплохое финансирование.

— Как начинающие деятели киноиндустрии ищут работу в Голливуде?

В Лос-Анджелесе связи важны как нигде: кто-то кого-то порекомендовал, где-то услышал; если сделал хорошо, могут обратиться повторно. Есть огромное количество сайтов, которые тоннами выкладывают вакансии, но по собственному опыту и опыту моих коллег могу сказать, что это не так перспективно, как быть отрекомендованным кем-то. Так что если ты хорош в своем деле, постепенно добьешься своего.

— Участвуешь ли ты в профессиональных конкурсах?

Да, это обязательная часть независимого продюсирования. Очень важно, чтобы твоя работа прошла отбор на нужный фестиваль, поскольку именно там большие студийные продюсеры и дистрибьюторы охотятся за интересным им продуктом. Например, Вайнштейны очень много покупают на фестивале «Сандэнс». Если ты работаешь над коротким метром, то идеальная стратегия – это выходить на фестиваль с чем-то до безумия простым и гениальным, как «Пила» в свое время. Из одной короткометражки родилось семь фильмов, а сейчас студия Lionsgate работает над восьмым!

— Пригодился ли тебе диплом New York Film Academy?

В NYFA я получила диплом магистра изящных искусств в продюсировании кино и телевидения. Отзывы об университете можно услышать разные, но я поняла главное: если ты пришел брать свое, то обязательно получишь необходимые опыт и знания. Я полюбила нескольких профессоров и постоянно пользовалась красными карточками – правом на дополнительную консультацию, чтобы взять больше, чем дает программа. А диплом важен и не важен одновременно. Можно, конечно, и после университета дома вместо халата носить свою шляпу с кисточкой и роскошный балахон, но это, скорее всего, не так эффективно, как не бояться начинать со стартовых позиций, потому что кожаный переплет не скажет больше, чем способен показать ты сам. Когда мы стояли на сцене и слушали речь Джэйми Ли Кертис перед вручением дипломов, я подумала, что в данную секунду мы больше похожи на церковный хор, а вот кто из нас окажется настоящим магистром, мы пока не знаем: старт дан, и шансы у всех одинаковые.

— Была ли у тебя возможность поучиться у мэтров киноиндустрии?

У нас была встреча с Ави Лернером, продюсером 261 фильма (просто представьте, какой это масштаб!) – он много работал с Аль Пачино, Де Ниро и другими актерами того же ранга. В какой-то момент его спросили, есть ли что-то в его блестящей карьере, о чем он жалеет. Выяснилось – да. Однажды к нему зашел Даррен Аронофски и попросил денег на какой-то неизвестный и непонятный фильм — «Черный лебедь». Хотел восемнадцать миллионов. Лернер отнесся к проекту скептически и только из уважения к режиссеру предложил двенадцать. Аронофски ушел искать дальше. Как мы знаем, нашел. А еще однажды я попала на семинар Марка Райделла, который был близким другом Джеймса Дина. Известный телевизионный байопик об актере как раз его авторства, кстати. Для меня была очень ценна сама возможность услышать истории человека, который ходил на кастинги и проводил бурную молодость в свинг-клубах с голливудской легендой.

— Расскажи о своей профессиональной мечте.

У меня есть сериал. Написан и пилот, и поэпизодники, и ТВ-библия. Абсолютно точно я сделаю все, чтобы из стадии «Лена, почему мы раньше об этом не догадались сами» перевести его в статус «Мы начинаем съемки». Еще я написала полный метр про холокост на Украине – конечно, заранее понимая, что это не самый окупаемый жанр. Но это личная история с таким тяжелым поворотом, что я не оставлю мысль воссоздать одну драматическую историю одной конкретной семьи. Я, кажется, много мечтаю, но вот еще одна: я была бы бесконечно счастлива оказаться в команде на площадке нового фильма Вуди Аллена.

— Как проходит твой обычный день?

Сама не могу поверить, но я просыпаюсь теперь в семь-восемь утра добровольно: и из-за погоды, и потому что такой ритм привычен этому городу. Даже если ты захочешь пойти потанцевать, в два часа ночи уже точно будешь дома – во всех заведениях в это время уже включают свет. Каждое утро я езжу в спортивный зал: потом и работается легко, и совесть не мучает. Чем хороша моя профессия, работа кипит без привязки к локации: то кастинги, то съемки, то питчинг-сессии, то встречи. Сегодня ты свободен и идешь в Раньон Каньон «подумать», а завтра у тебя двенадцатичасовая смена на площадке.

— Это правда, что Лос-Анджелес кишит знаменитостями?

Чистейшая. В этом плане меня город встретил очень радушно: Аннет Бенинг в магазине, Джессика Альба на выставке, Пинк с мужем на велосипеде в Венис-Бич, Кирстен Данст в очереди в любимой кофейне, Мелисса Маккарти там же уже раз десять, наверное. Перед прошлогодней церемонией «Грэмми» за соседним столом ужинал Стинг. А еще как-то с приятелем зашли в «Гитар Центр» на Сансет-бульваре, а там расслабленно сидит Майкл Дуглас и играет на гитаре. Со мной в спортзале занимается Камерон Диаз, работает над собой от души, и что самое главное, никто не мешает ей скакать и потеть со всеми в унисон. Микки Рурк и Dr. Dre частые гости там же, последние три дня встречаю здесь will.i.am. Джек Блэка вижу на автомойке неподалеку. Однажды в гостях на барбекю не сразу признала Мишу Бартон – она забавная, наивная и веселая. Мэг Райан видела на улице. Но самое нелепое, что могло произойти на пляже Малибу – это встретить гуляющую по нему Памелу Андерсон. Неоднократно видела звезд сериалов «Во все тяжкие» и «Теория большого взрыва». Мне очень нравится, что при этом всем как будто все равно, кто, куда, зачем и в чем пришел.

— Расскажи о любимом месте в Лос-Анджелесе.

Мое любимое место связано с самым умопомрачительным летним ивентом в Лос-Анджелесе – кинопоказами на голливудском кладбище. Я понимаю, что звучит это приблизительно так же мрачно и кощунственно, как показ «Бриллиантовой руки» на Ваганьковском, но в действительности это одно из самых ярких и светлых событий в городе в период с мая по октябрь. Люди приходят на пикник и параллельно смотрят какое-нибудь чертовски крутое кино. В семь вечера открываются ворота, и внутрь стекаются толпы людей с сумками-холодильниками, палатками и пледами. Найти само место легко: из колонки на высокой пальме раздается зажигательная музыка, за пультом стоит Элайджа Вуд. Уже через полчаса не остается ни одного свободного сантиметра. А на показе «Грязных танцев» вообще произошло что-то потрясающее: во время финальной песни Time of My Life все три тысячи человек поднялись со своих мест и начали танцевать – такого чувства единения я раньше не испытывала.

— Как ты считаешь, насколько важна внешность для карьеры в Лос-Анджелесе?

Ugly – не проблема, dumb – да, причем большая. Знаменитый альбом Уэйлона Дженнингса называется Too Dumb for New York City, Too Ugly for L.A. (с англ. «слишком тупой для Нью-Йорка, слишком уродливый для Лос-Анджелеса» — прим. ред.). До переезда в Лос-Анджелес я была уверена, что здесь надо много работать, чтобы выполнить свою личную уникальную задачу, и верю в это до сих пор. Красота так относительна, и Америка знает это лучше других.

Текст: Анна Головня

Фото: Виктория Каштан