В конце декабря 2013 в Москве прошла премьера фильма Анастасии Тарасовой «Линар«. Документальный фильм. Идёт почти полтора часа, во время которых ты не отводишь взгляд от экрана ни на секунду и только ждёшь, что же там — дальше. Полтора часа проносятся мгновенно, после которых ты вытираешь глаза и выходишь на улицу другим человеком.
«Линар» снимался в течение нескольких лет в России и Италии. Авторы фильма неоднократно пытались получить финансирование на съемки в Министерстве культуры РФ, но так и не дождались положительного ответа в связи с неоднозначностью выбранной темы. И вот теперь поговорим про эту самую неоднозначность, что так волнует наших чиновников и общественность.
В 2007 году в московском Научно-исследовательском Центре Кардиохирургии имени Бакулева впервые в России ребенку подключают искусственное сердце. Пятилетний Линар из Уфы после операции остаётся наедине с огромным аппаратом на колесах, который качает его кровь. Он буквально привязан к нему и вынужден толкать громоздкий аппарат, если хочет сделать даже один шаг. Линара подключают к искусственному сердцу лишь для того, чтобы дождаться принятия закона о детской трансплантологии и пересадить ему донорское сердце. У врачей, подключающих Линара к аппарату, была надежда: они думали, что могут быстро изменить ситуацию с законодательством. В России тысячи детей с пороком сердца и обычно они умирают от сердечной недостаточности и ничем помочь им нельзя. В прямом смысле убийственный аргумент для чиновников от здравоохранения, чтобы принять нужный законодательный акт. 27-летняя мать Линара Альбина крайне редко приезжает к сыну из Башкирии, рожая одного за другим его братьев и сестёр. И тут фотографию удивительного мальчика увидела режиссёр-документалист Настя Тарасова, которая приезжает в больницу и решает снимать фильм о маленьком герое и проблеме детской трансплантологии в стране.
Детская трансплантология является из самых самых закрытых и табуированных тем в России. Трансплантация органов от ребенка к ребенку в России запрещена с 1993 года и с тех пор изменений нет. В законе сказано, что донором может стать человек, достигший совершеннолетия. Альтернатив нет. Забор органов у детей, даже с согласия их родителей, уголовно наказуемое деяние. Точно констатировать смерть головного мозга ребенка по российским законам, а затем трансплантировать органы невозможно. Ежегодно в трансплантации органов нуждаются 5 тыс. россиян, 30% из которых дети. Большинство детей, не дождавшись доноров, умирает. Врачи утверждают, что пересадить ребенку, к примеру, печень взрослого человека реально и безопасно, если сделать это правильно. Но сердце, например, можно пересадить только детское. Когда именно детская трансплантология станет возможной в России — не знает никто. Готово ли само общество к обсуждению такой темы — тоже большой вопрос. В Европе у каждого водителя на водительских правах сзади написано, могут ли быть использованы его органы для трансплантации в случае смерти. У детей тоже есть такие карты и в Испании, к примеру, есть памятник ребёнку, который спас 7 других детей, потому что после смерти его органы были трансплантированы и дали жизнь другим. Так вот родители этих семерых собрали деньги и поставили этому мальчику памятник. В Испании.
Но вернёмся к герою фильма. Линар целый год ждал донорского сердца в Москве, но в законодательстве ничего не менялось и, учитывая тяжесть ситуации, Минздрав выделяет деньги на операцию за рубежом. Потрясает абсурдность ситуации — признаем законодательный паралич в отдельно взятой отрасли и откупаемся, предоставляя возможность ребёнку выжить в другой стране. Хотя бы так. И вот Линар отправляется в Италию под опекунством молодого хирурга Марселя Тагаева. Через два месяца, когда деньги на проживание Линара в Италии в клинике почти подходят к концу, в результате автокатастрофы погибает ребенок и после констатации смерти головного мозга врачи решают пересадить его сердце Линару. Нам не показывают саму операцию и мы вынуждены только гадать, чем она закончилась… Но после тягостных минут полной темноты мы видим Линара гуляющим на улице без аппарата искусственного сердца, с которым он жил больше года и понимаем, всё прошло удачно.
Фильм начинался, как короткий метр и режиссёр решила фиксировать борьбу Линара, пока не примут закон, который мог его спасти. Чем больше Настя со съёмочной группой привязывалась к ребёнку, чем драматичнее становилась его борьба за жизнь, тем яснее становилось, что это будет полноценный фильм. Режиссёр поставила съёмочную группу перед фактом: «если Линар умрёт, фильм не увидит свет». Марсель, хирург, который всё это время был с Линаром, до сих пор невероятно переживает, когда говорит о событиях тех дней. Надо ли удивляться, если у тебя на руках ребёнок, который называет тебя папой и чьё сердце может остановиться в любую секунду. После просмотра фильма я поблагодарил Марселя за его большое сердце и не мог не задать вопрос, почему он ушёл из медицины. Большой и добрый Марсель замялся, но сказал правду. Нужно обеспечивать молодую семью, нужно растить будущих детей, а работа на поприще медицины не позволяет зарабатывать на всё это. Так из отрасли уходят таланты, которые реально спасают жизни.
Фильм снят потрясающе: кадры из больницы чередуются с хроникой венецианского карнавала, где зловещие маски и гигантские черепа напоминают зрителю о том, что смерть ходит совсем рядом с маленьким Линаром; изборождённое морщинами лицо прабабки Линара сменяется растерянным лицом его матери, которая не знает, что делать и предпочитает отстраниться, в то время, как изумлённые итальянские врачи недоумевают о том, как это мать не приехала вместе с ребёнком на столь тяжёлую операцию; кадры нервничающего Марселя сменяются видами родного села Линара, как будто дающего ему силы для последнего сражения за жизнь. Спасибо Насте Тарасовой за потрясающий фильм о проблеме детской трансплантологии, спасибо Марселю Тагаеву за все усилия по спасению жизни ребёнка, спасибо Линару, который обрёл вторую жизнь, учится на пятёрки и показывает нам всем, что такое настоящее мужество.
Даты показов «ЛИНАРА» в Москве:
5 января – 17:00 / 7 января – 17:00 / 9 января – 19:00
Москва, кинозал «Домжур», Никитский бульвар, д.8а
Кадры из фильма
Премьера фильма в «Домжуре»
Молодой хирург Марсель Тагаев, ставший Линару фактически вторым папой
Режиссёр фильма Анастасия Тарасова