На торжественной церемонии закрытия 30-го Открытого Российского Кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи состоялся первый показ драмы Андрея Смирнова «Француз», которая выйдет в широкий прокат 31 октября при поддержке компании Disney в России и СНГ.

Картину почетным гостям мероприятия представили: режиссёр Андрей Смирнов, со-автор сценария и продюсер Елена Смирнова, исполнители главных ролей – Антон Риваль, Евгения Образцова, Александр Балуев, Евгений Ткачук и Ян Авриль.

Синопсис: в 1957 году французский студент Пьер Дюран приезжает в Москву на стажировку в МГУ. Здесь он знакомится балериной Большого театра Кирой Галкиной и фотографом Валерой Успенским. Благодаря этим знакомствам, Пьер погружается в культурную жизнь Москвы, не только официальную, но и подпольную.

За год в Москве Пьер проживает целую жизнь, совершенно не похожую на всё, что он знал. Но стажировка и знакомство с разными сторонами быта советских людей – не единственная цель Пьера. Он ищет своего отца, белого офицера Татищева, который был арестован в конце 30-х.

Марина Жигалова-Озкан

«Артисты в этом фильме – моя гордость, моя главная радость», – признается режиссер. Антон Риваль, воплотивший на экране образ француза Пьера Дюрана, дебютант в большом кино. Но изначально Андрей Смирнов не утвердил артиста на роль Пьера, предложив ему сыграть друга главного героя. Однако после перезапуска проекта режиссер изменил свое мнение.

«В 2015 году я выглядел очень молодо, но за эти пару лет немного возмужал. И когда мы снова встретились с Андреем Сергеевичем, пересмотрели предыдущие пробы, еще раз обсудили персонажа, он убедился в том, что готов со мной работать», – вспоминает Антон Риваль. «Крайне талантливый парень. Я очень доволен, что мы встретились, что понимали друг друга. На мой взгляд, у него весьма хорошие перспективы», – говорит Андрей Смирнов об Антоне Ривале. «После знакомства с Антоном мне показалось, что это ошибка: он слишком современный парень, чтобы погрузиться в Москву времен активного коммунизма, – признается Евгений Ткачук. Но надо отдать ему должное, он талантливый актер с большими творческими планами, ему все трудности только на разогрев».

Андрей Смирнов и Евгений Ткачук

На роль фотографа «Московского комсомольца» Валеры Успенского Андрей Смирнов пригласил Евгения Ткачука. «Женя уже стал настоящей звездой. У меня была мечта, чтобы он согласился сниматься в этой картине. И он согласился. Я его утвердил без каких-либо проб», – признается режиссер.

«В этом проекте в первую очередь меня привлек Андрей Сергеевич Смирнов – глубокий, внимательный, дотошный, честный и настоящий кинематографист, и искренний человек, – говорит Евгений Ткачук. – Работой это трудно было назвать, потому что Андрей Сергеевич на площадке организует такую тёплую и чувственную атмосферу, что каждый раз, когда заканчивалась смена, трудно было расстаться».

Главную героиню, балерину кордебалета Киру Галкину, сыграла Евгения Образцова – прима-балерина Большого театра. «Я до этого снималась в кино, но не в главной роли. Меня вполне устраивает моя профессия, это то, чему я училась, ради чего я служу в театре, я считаю это своим призванием и профессиональной целью своей жизни. И мой самый первый фильм был для меня, скорее, развлечением, каникулами от балета, – рассказывает Евгения Образцова.Но в случае с «Французом» – совершенно другая история. Это серьезная роль, и я шла на кастинг проверить свои силы, узнать, на что я способна. И неважно, как бы закончился этот кастинг, в мою пользу или нет, мне было просто интересно пообщаться с таким человеком как Андрей Сергеевич Смирнов».

Картина «Француз» посвящена памяти Александра Гинзбурга – одного из первых советских диссидентов. «Его вдова Арина и двое сыновей живут в Париже, я не встречался с ними, только по телефону говорил, – рассказывает Андрей Смирнов. – Но я все про Алика Гинзбурга знаю: смотрел его интервью, читал все, что его касается».

Герой Евгения Ткачука Валера Успенский упоминает в разговоре с Пьером имя «своего кореша Алика» и независимый журнал «Грамотей», который тот издает. Это отсылка к самиздатскому поэтическому альманаху «Синтаксис», который выпускал Гинзбург, и за который он получил свой первый срок. И все стихи, прочитанные в картине, взяты из «Синтаксиса».