«Я был свободным человеком и более 30 лет наслаждался благословенной свободой в свободном Штате; потом меня похитили и продали в рабство, и я был рабом, пока в январе 1853 года не произошло мое счастливое спасение спустя 12 лет неволи. Возможно, повествование о моей жизни и перипетиях моей судьбы окажется небезынтересным публике»,— пишет реальный Соломон Нортап в предисловии к своей книге, изданной в 1853 году и ставшей памятником эпохи.
В блестящей экранизации Стива МакКуина шокирующих мемуаров афроамериканца, которая выходит ровно 160 лет спустя их публикации, Соломон Нортап живёт и работает в Нью-Йорке, он успешен и образован, у него прекрасная семья. Однажды ему предлагают работу в Вашингтоне, согласившись на которую, он обрекает себя на муки рабства. Соломон влачит жалкую жизнь, полную отчаяния, насилия и жестокости, которую в наибольшей степени олицетворяет злой рабовладелец, органично сыгранный Майклом Фассбендером. Действие происходит в течение нескончаемо долгих для главного героя 12 лет. На двенадцатый год этого испытания случайная встреча Соломона с канадским аболиционистом (не самая лучшая роль Брэда Питта) навсегда меняет его жизнь.
Когда вы сидите в зале, занятые просмотром этого фильма, пожалуйста, не берите попкорн. Нельзя есть в то время, как на экране «едят» других. На экране вполне себе цивилизованные белые, услаждающие уши скрипкой и читающие рабам Библию, с таким удовольствием предаются духовному каннибализму, что вжимаешься в кресло и ногти впиваются в ладони. Ещё вы неоднократно почувствуете незримую петлю на своей шее, столько повешений и веревок на шеях будет в кадре. Боль, чувство бессилия и сопереживание будет неоднократно накрывать вас такой волной, что только успевай глотать воздух. Фильм являет собой одну из первых попыток современного кинематографа исследовать рабство не как политический институт, как в недавнем «Линкольне» или позабавить зрителя фантазией на тему, наподобие «Джанго Непокорённый», а шанс понять, что же на самом деле происходило с душами людей, переживших рабство. Фильмы о рабстве всегда показывают нам борьбу, но не углубляются в психологическое и эмоциональное состояние людей, ставших рабами. Зря.
Многие удивляются, почему так мало рабов бунтовали против своих хозяев и фильм блестяще даёт ответ на этот вопрос. «12 лет рабства» живописует умственное и эмоциональное состояние людей, постоянно переживающих пытки, истязания и насилие. Постоянное чувство страха наказания убивает людей куда больше, чем реальная плеть господина Надсмотрщика. Страх рождает паралич воли, который прекрасно показан в одной из ключевых сцен фильма. Соломона подвешивают за шею и так, балансируя в грязи на носках, он висит весь день. Его чёрные собратья собирают урожай, женщины развешивают бельё, дети играют, все видят агонию своего брата, но никто не смеет подойти, потому что души рабов давно сожрал страх.
В самом начале фильма, когда Соломона на корабле увезут в рабство, мы видим водный путь через вращающееся на бешеной скорости колесо турбины, как будто колесо судьбы перемалывает людей, брошенных в топку жажды наживы и гордыни обладания живым товаром. Это колесо, только кинематографическое затянет и вас, благодаря блестящему актёрскому составу фильма: Майкл Фассбиндер, Бенедикт Камбербэтч, Чиветель Эджиофор, невероятной визуализации картины, музыке прославленного лауреата премии «Оскар» Ханса Циммера и костюмам, созданным неоднократной оскаровской номинанткой Патрицией Норрис. Смотреть во всех кинотеатрах страны с 12 декабря!
Исполнители главных ролей: Чиветель Эджиофор и Брэд Питт
Исполнители главных ролей с режиссёром Стивом Маккуином (посередине)
Кадры из фильма