1 октября во всем мире отмечают День балета. Этот вид искусства всегда был и, пожалуй, по сей день остается самым таинственным и загадочным. Балету посвящают стихи, о нем слагают песни и снимают фильмы. И вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в жизни, так или иначе, не прикоснулся к миру балета. Тем более, в России, чья балетная школа заслуженно имеет мировую славу.

Кстати, до конца года поклонников русского балета ждут два ярких события: концерт, посвященный памяти Майи Плисецкой в Большом театре и гала-концерт мировых звезд балета в Кремле, постановщиком которых выступит народный артист России Андрис Лиепа. В преддверии международного дня балета мы попросили известных артистов, звезд шоу-бизнеса и именитых балетных танцовщиков рассказать о своих воспоминаниях связанных с этим по-настоящему волшебным видом искусства. Для кого-то он оказался призванием юности, а для кого-то остался несбыточной мечтой, как в песне Аллы Пугачевой: «Балет, балет, балет, души призывный звук. Балет, балет, балет, несбыточный мой друг».

Илзе Лиепа, Народная артистка России, лауреат Государственной премии, Президент Благотворительного фонда «Культура — детям»:

«Я родилась в артистической семье, мой отец — звезда балета. Так что с балетом я не сталкивалась, а просто жила в доме, наполненном атмосферой творчества. То, что моя жизнь будет связана с балетом, было для меня абсолютно естественно, просто другого пути я для себя не могла представить. Помню, когда я была еще совсем маленькая, отец взял меня за кулисы в Большой театр на балет «Жизель». Вдруг я горько заплакала. Он спросил меня, что случилось, и я ему ответила: «Музыка такая грустная». Мир балета отрыт для всех. Напомню, что знаменитая танцовщица Ида Рубинштейн впервые вышла на сцену в пуантах в 45 лет! Балет формирует не только тело, осанку, походку. Он помогает открыть для себя целый прекрасный мир классического искусства!»

Анфиса Чехова, телеведущая, актриса:

«В детстве, мне тогда было лет шесть, мама привела меня в балетную студию при доме культуры. Преподаватель посмотрела на меня, на маму, и сказала, что взять меня не могут-плохая генетика. Надо сказать, мама у меня всегда была женщиной пышных форм. Но она не сдалась, видимо, таким сильным было ее желание отдать меня в балет. Поэтому на «кастинг» в студию я пришла второй раз, но уже в сопровождении маминой худой подруги. Поскольку в лицо меня никто не запомнил, глядя на стройную «маму», меня взяли в балетную студию без проблем. Так что несколько лет я занималась балетом и мне очень нравилось. Потом, во время учебы в театральной студии, ходила на хореографию, занималась у станка. Эти занятия мне нравились безумно! Поэтому потом я еще несколько лет брала частные уроки хореографии у педагога театрального училища. Хотя в габариты балерины я не вписываюсь, да и никогда не мечтала заниматься балетом профессионально, па-де-де, батман и прочие балетные па у станка получались у меня хорошо, педагог хвалила».

Евгения Образцова, Прима-балерина Большого театра, театра Covent Garden, ABT (American Ballet Theatre):

«Мои родители — артисты балета, поэтому с театром я знакома с восьмимесячного возраста. Когда подросла, сидела за кулисами в зале Михайловского театра в Санкт-Петербурге, привязанная кушаком театрального халата к стулу во избежание случайного выхода на сцену, и смотрела каждый спектакль репертуара родителей. То, что я пошла на просмотр в Академию Русского балета Вагановой было скорее родительским решением, которое я поддержала, и была принята, потому что все данные к балету у меня были в избытке. Но обучение в первый год сильно тяготило меня, я ленилась, понадобилось даже получить самую низкую оценку на экзамене, чтобы взыграло самолюбие и гордость, и уже к концу второго класса оценка стала самой высокой. Лидерство в классе было мне по душе, с тех пор я стала фанатиком профессии, с чем по сей день и борюсь. В будущем хотела бы научиться танцевать джаз и бить чечетку».

Саша Савельева, певица:

«В 7 лет я поступила в школу с эстетическим уклоном, где помимо общеобразовательных предметов было много творческих дисциплин. Я училась в фольклорном классе, нам преподавали актерское мастерство, сольфеджио, хореографию, во время которой мы стояли у станка, делали балетные упражнения. Педагог была замечательная, Марианна Сергеевна, раньше она танцевала в Мариинке. У нас были отчетные концерты, и я даже танцевала партию первого подснежника под произведение Чайковского «Апрель. Подснежник». Во время учебы в театральном училище я часто ходила на балет. Нам задавали учить темы из балетов и опер, но я ходила по студенческому билету в «Большой» даже помимо той программы, которую нам задавали. Я пересмотрела там все балеты! Кстати, недавно ходили на открытый урок в школу Илзе Лиепы. Было здорово, я вспомнила детство, балетные па. Для меня балет — это волшебство, настолько тонкое, красивое, гибкое. Я восхищаюсь теми, кто танцует в балете, это большой труд. Каждый ребенок должен обязательно обучиться музыке или балету, потому что творческая составляющая в воспитании – это важно».

Андрис Лиепа, народный артист России, художественный руководитель фонда «Русские сезоны ХХI века», режиссер-постановщик:

«Первый балет, который я увидел, был «Щелкунчик», меня привел папа. В балет я попросил отдать меня сам, никто меня не заставлял. Кстати, только в 24 года я услышал от отца настоящий профессиональный комплимент. Он подошел ко мне после одного из моих премьерных выступлений, я танцевал партию принца в балете «Деревянный принц», и сказал: «Вот теперь я вижу, что ты можешь танцевать Графа Альберта в «Жизель». Это была очень высокая и приятная для меня оценка, до этого он меня так не баловал. Но это и не удивительно, такого уровня артисты очень серьезно смотрят на своих отпрысков, и доказательством для них служит исключительно работа на сцене.

Конечно, балетная школа — это тяжелый труд, бывали моменты в детстве, когда хотелось все бросить. Но спустя годы я не жалею, что посвятил балету свою жизнь. Поэтому раз за разом с удовольствием берусь за что-то новое. Например, сейчас я занят подготовкой предрождественского концерта со звездами мирового балета, который состоится на сцене Государственного Кремлевского дворца уже в декабре. Приятно, что у широкой аудитории возвращается интерес к балету, что им многие начинают заниматься. Несмотря на то, что обычно в балет приходят с детства, успехов можно достичь и во взрослом возрасте, и тут все зависит от человека».

Екатерина Варнава, актриса Comedy woman, телеведушая:

«Первый раз я увидела балет в четыре года. Я тогда жила Германии, туда привезли «Щелкунчика». Еще помню, как смотрела программу «Утренняя звезда», там маленькая девочка Анастасия Меськова танцевала балет, и мне очень хотелось быть на нее похожей, так же танцевать.
Сейчас я понимаю, что нужно обладать несгибаемым характером и силой воли, чтобы профессионально заниматься балетом. Не знаю, хватило бы мне сил, если бы я пошла по этому пути. Балет — это искусство, которое граничит с тяжелейшим графиком и невероятной выдержкой, при этом потрясающей красотой происходящего в итоге на сцене. Я считаю, что для танцев нет возрастных ограничений, и сейчас есть огромное количество танцевальных кружков для самых разных возрастов, которые работают круглый год. Меня всегда очень радует, когда я вижу людей в преклонном возрасте, которые летом приходят танцевать на свежем воздухе. Это всегда очень красиво и трогательно».

Алиса Селезнева, ведущая «Русских перцев»:

«Все своё детство рисовала балеринок… Точнее , срисовывала с маминой пудры. Однажды даже сделала попытку нарисовать мультик про балерину, когда в правом нижнем углу блокнотика на каждой страничке рисуешь балерину «в движении». Это был эпично! Моя нарисованная так «махала ногами», что, при перелистывании страниц, была больше похожа пропеллер! Помню, в детстве был многосерийный фильм «Анна», про балерину. После каждой серии я пыталась сложить руки-ноги в первую или третью позицию, предварительно повторив знаменитый «пучок балерины» на голове. На этом с балетом у меня всё. Кстати, растяжка у меня хорошая, но пригодилась она мне в другом — в каратэ. До сих пор, главной загадкой для меня осталось, как балерины крутят фуэте? Интересно понять механику процесса».

Нина Капцова, Прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка России:

«С самого раннего детства, с тех пор, как я себя помню, я очень любила танцевать! Танцевала под любую музыку, а мои движения были очень похожи на балетные па. Правда, я не из балетной семьи, и тогда ещё не знала, что такое балет. В пять лет я впервые увидела балет по телевизору, это было «Лебединое озеро». Я смотрела, как заворожённая, и, узнав у мамы, где так красиво танцуют, твёрдо и совершенно серьёзно сказала: «Значит, и я буду балериной и буду танцевать в Большом театре!» Я безумно любила балет. Если я простужалась и не ходила в школу, то на танцы я умоляла маму меня всё равно отвести. Я говорила, что балет меня лечит! Я готова была переносить любые трудности, связанные с учёбой, но, если бы не мои родители, которые всегда были рядом со мной, поддерживали и вдохновляли, я не знаю, смогла бы я стать тем, кто я есть сейчас.

Балетом можно увлечься в любом возрасте. Другое дело, что это искусство всё-же для молодых, если им заниматься профессионально. Но, как показывает практика, например, Йохан Кобборг, начал заниматься балетом, когда ему было уже 16-17 лет! Правда, это скорее исключение, чем закономерность.

Я люблю разнообразный стиль в балете. Мне нравится и классика и совремменная хореография. Люблю эксперименты, новое. Думаю,что каждый настоящий артист мечтает о том, чтобы специально для него поставили, номер».

Ольга Кабо, актриса:

«Помню, я была еще совсем малышкой, наверное даже, дошкольницей, и моя мама повела меня в театр им. Немировича-Данченко на балет «Снегурочка». Была зима, а балерины танцевали в легких одеждах, и мне было их ужасно жаль… Когда мы вышли на улицу после спектакля, я, укутавшись в теплый шарф, горько заплакала. Моя мама подумала, что это от избытка впечатлений после прекрасного балета, но не тут-то было! Я рыдала и сквозь слезы лепетала: «Я не хочу быть балериной!!! «Вот такое первое «холодное» впечатление от встречи с балетом! Конечно, в силу моей профессии, приходится овладевать разными навыками. Так во ВГИКе нам преподавали танец, с обязательными занятиями у станка. А потом, уже работая в театре, я столкнулась с танцем лицом к лицу! В театре Моссовета с режиссером Юрием Ереминым мы репетировали спектакль «Учитель танцев» по мотивам пьесы Лопа де Вега. Часами я отрабатывала движения с веером, мучала своих домашних шумными репетициями с кастаньетами. В результате с удовольствием выходила на сцену в роли коварной Фелисьяны, танцуя фламенко и легко кружась в пышной испанской юбке, отбивая ритм каблучками (сапатео). Потом был опыт работы с великолепной Аллой Сигаловой в спектакле того же Еремина «Кастинг/Casting». Причем всю хореографию ставила Алла Михайловна. Для каждого персонажа Сигалова придумала танец-монолог. Моя героиня Эвелина Польских танцевала под музыку из фильма Боба Фосса «Кабаре». Это, конечно, был юмористический танец, и от меня не требовалось профессионально двигаться, но из репетиционного зала я буквально «выползала», мокрая и почти мертвая. Наш прекрасный балетмейстер и себя не щадила, и нам, драматическим артистам, скидки не делала. Обожаю этот спектакль, он до сих пор с аншлагом идет в нашем театре. К тому же, участие в танцевальном шоу стимулирует и обязывает меня быть всегда в форме, что очень здорово! Ну, а главная встреча с балетом произошла в моей жизни благодаря моей дочери Татьяне, когда она поступила во МГАХ (Московская Государственная Академия Хореографии). Наблюдал за дочкой, я увидела балет как бы изнутри, из-за кулис. Не блестяще-совершенное искусство, каким оно смотрится из зрительного зала, а искусство жесткое, даже жестокое, которое зиждется на труде, ограничениях, поте, крови и боли… Увы, пришлось вместе с Таней испытать все тяготы и лишения жизни балерины. Слава Богу, сейчас уже все позади, учеба во МГАХе закончена. А моя Татьяна решила продолжать образование. Сегодня она студентка первого курса Балетмейстерского факультета ГИТИСа, поступила в мастерскую Вячеслава Михайловича Гордеева. Пожелаю дочери удачи на этом нелегком поприще, пусть создает свою хореографию, пусть живет танцем, а в душе пусть всегда звучит музыка! С профессиональным праздником, доченька!»

Мэтью Голдинг, Премьер Королевского балета Covent Garden в Лондоне:

«Первое сильное впечатление от балета я получил, попав в школу Кировского театра в Вашингтоне. Там я впервые увидел фотографии Андриса Лиепы на стенах и записи выступлений русского балета, с этого момента балет стал частью моей жизни. В 8-10 лет я увлекался джазом, степом и вообще мечтал выступать на Бродвее. Но, к моему счастью, в четырнадцать лет я попал в балетную школу, хотя для балета это очень поздний возраст. Мне бы очень хотелось не только танцевать ради искусства, но и помогать людям. Я планирую сделать большую программу с разными артистами и музыкантами и посвятить ее помощи детскому фонду».

Жасмин, певица:

«Для меня танцы и балет – это что-то родное, близкое. Мой папа Лев Яковлевич -балетмейстер, руководитель хореографического ансамбля, так что танцы стали образом жизни всей нашей семьи. Приходится соответствовать! На наших семейных торжествах все традиционно ждут, когда папа выйдет в центр зала и исполнит зажигательный танец. Он, как никто, это умеет! Энергетика такая, что видишь, как разгораются глаза гостей, как они пускаются в пляс. В своей сценической жизни я, безусловно, большое внимание уделяю хореографии, у меня большой коллектив, мы ставим яркие номера. Одну из мойх шоу-программ ставил Андрис Лиепа. Свою дочку Маргариту я отдала на танцы в два года. Ей уже даже разные стили преподают, в том числе и классические бальные. Наша семья с танцами навсегда!»

Марта Кот, певица:

«Я очень люблю балет! В детстве с 8 до 12 лет я танцевала в современном шоу — балете «Сударушка» в Новом Уренгое. Наша преподавательница была балериной, и когда я смотрела на ее выступления на городских концертах и праздниках, моё желание танцевать росло вместе со мной. Мне давали сольные партии, и непонятно, как сложилась бы моя дальнейшая судьба, если бы любимая учительница не ушла в декрет. На ее место пришла другая, и мое внимание с танцев переключилось на музыку, которой я занималась параллельно. В итоге, танцы я бросила, и очень об этом жалею сейчас. Могла бы стать настоящей балериной, как моя бабушка. В прошлом году тема балета вновь возникла в моей жизни. И вылилась она в мой новый клип, в котором мы сняли профессиональных балерин. Пусть танцую не я, а они, это невероятно красиво! А в будущем я планирую начать плотное сотрудничество с шоу-балетом».

Эвелина Бледанс, телевещущая, актриса:

«В моей родной Ялте балетного театра не было, был только драматический театр им. Чехова, где я, собственно, и выступала. Выступала с отчетными концертами, которые устраивала наша школа и учительница ритмики. На урок ритмики нас специально водили в Дом пионеров. Это был шикарный особняк, с красивым садом, мраморными фонтанами, широким крыльцом и лестницей. Бальный зал был большой, с огромными окнами. Это сейчас я понимаю, что когда-то, до революции, там жила состоятельная семья, а в детстве особняк воспринимался Домом пионеров, и никак иначе. Первый балет, который я увидела, был в Мариинском театре, мама повела меня на «Дон Кихота». Не могу сказать, что я сразу стала поклонницей этого жанра, я не фанат балета, хотя, безусловно, восхищаюсь каторжным трудом людей, которые им занимаются».

Семен Чудин, премьер Большого театра:

«В детстве я был активным ребенком. Мама хотела отдать в кружок народных танцев, но мы опоздали на прием. Пришлось идти в балетный кружок. Первый балет, который я увидел, был «Спящая красавица», постановка С. Вихарева. Было очень красиво, мне захотелось быть внутри этой сказки. В сущности, в балет меня привела мама, так как она сама в свое время очень хотела быть балериной. В последствие я долго работал в других странах, например, в Южной Корее. Знаю многих ребят, которые пришли поздно в балет, но при этом у них все сложилось и они сделали успешную карьеру. Так что никогда не поздно начать что-то новое. Я вот, всегда хотел научиться играть на гитаре и в итоге научился. А из танцев хотел бы попробовать освоить Крамп».

Юлианна Караулова, певица:

«Мой первый балетный опыт случился в шесть лет. Мама отвела меня в балетный класс, где я прозанималась год. Я уверена, детям полезна классическая балетная школа для физического развития, особенно девочкам. Балет развивает грацию, женственность. Те занятия повлияли на мое становление как девушки. Я не стала заниматься балетом профессионально, но этот опыт мне, безусловно, пригодился сейчас. Я ставлю номера на свои песни, провожу много времени в танцевальных классах, и та классическая основа, которую мне дали, очень мне помогает. Я всегда восхищалась людьми, которые занимаются современными танцами, имея классическую базу. Я бы хотела научиться садиться на шпагат. Несмотря на мою растяжку, пока это не получается. Но если сильно захотеть и, конечно, заниматься, то все получится!»

Анастасия Гребенкина, фигуристка:

«В детстве, когда мне было пять лет, мама отвела меня в три секции: фигурное катание, музыка и балетная школа. Отбор я везде прошла, но потом сказала, что балериной быть не хочу – они все сухие и страшные. Почему-то тогда у меня было такое представление о балеринах. Я выбрала фигурное катание и фортепиано, от которого впоследствии тоже отказалась. Тем не менее, балет в моей жизни присутствовал постоянно – без станка и хореографии заниматься фигурным катанием невозможно. Я занималась хореографией с самыми именитыми балеринами – Милой Власовой, Еленой Матвеевой. Мне до сих пор нравится заниматься у станка, и в детстве я тоже это любила, и у меня хорошо получалось. Это колоссальный труд, это очень тяжело, но только такие занятия могут привести человека в спортивную форму, никакой тренажерный зал не сравнится».

Людмила Коновалова, Прима-балерина Венской Оперы приглашенная Прима-балерина Национальной оперы Бордо, Токио Балет и Римской оперы:

«Первый раз я услышала балетную музыку, когда была совсем маленькой. Начала под нее танцевать, мне очень нравилось. Позже мама отвела меня в балетную школу, помогла осуществиться мечте. Для того, чтобы серьезно заниматься балетом, нужна поддержка, ведь своего желания бывает зачастую недостаточно. Первый балет, который я увидела, был «Щелкунчик». Мне было лет пять. После него я точно поняла, что хочу танцевать. С «Щелкунчиком» в моей жизни связано многое. В нем я впервые вышла на сцену, в нем станцевала главную роль уже за границей, и, в конечном итоге, это первый балет, который сняло телевидение, и который выпустили на DVD».

Андрей Меркурьев, ведущий солист Большого театра, заслуженный артист России:

«Как-то мама, вернувшись вечером с работы, сказала, что в театре оперы и балета проходит просмотр детей в балетную школу. Школа эта находилась в Уфе, а сам я из небольшого городка Сыктывкар. Несмотря на это мы подумали: «Почему бы и нет?» Я прошел первый отбор, потом еще три тура в Уфе. Так я попал в балет. До этого я учился в обычной школе и делал это весьма неохотно, занимался бальными танцами, но больше всего мне нравилось гулять. Если честно, не могу припомнить, чтобы до поступления в балетную школу я видел балет вживую. Большинство артистов говорят, что в детстве увидели балет «Щелкунчик» и сразу поняли, что хотят этим заниматься. Мне трудно в это поверить. Если говорить про меня, то видимо, мне это было просто предречено.

Балет востребован во многих странах, не только среди детей, но и среди взрослых. Я считаю, если хочешь быть здоровым — двигайся, движение — это жизнь и здоровье. Когда мне кто-то говорит про остеохондроз, я улыбаюсь и всегда спрашиваю, а что вы сделали, чтобы его предотвратить? Приходите ко мне, и я научу вас жить без лекарств, и все у вас будет отлично, и ничего не будет болеть, тело будет в тонусе, да и настроение всегда будет приподнятое. Когда я преподавал в Японии, так у меня на уроках занимались люди от 8 до 70-ти лет.

Меня всегда учили, что балет — это бесконечный труд и учеба, и люди, достигнув больших высот и признания, не перестают учиться. Наша судьба и карьера зависят только от нас самих, а задача педагога — не загубить и не остановить стремление идти вперед.

Хочется в день балета пожелать всем тем, кто не стоит на месте продолжать идти только вперед,никогда не сдаваться, даже если встречаются на пути завистники и предатели, которые хотят задушить ваши стремления. Не поддавайтесь этому! Помните, так делают только те, кто сам не реализовался или просто не умеет радоваться настоящим успехам своих коллег.

Здоровья и сил всем нам!»