Не удивляйтесь, но прошло уже 25 лет с тех пор, как Мартин Скорсезе показал миру «Славных парней». С момента выхода этого фильма кинематограф уже никогда не был таким, как прежде. «Парни» повлияли на многих сценаристов и режиссеров, пытавшихся воссоздать эту неоспоримую «крутость» … с разной степенью успеха.

Оригинал же не сможет заменить ничто. «Славные парни» навсегда останутся золотым стандартом современного американского кинопроизводства. В сентябре 1990 года, когда фильм только вышел на экраны, Скорсезе уже заработал себе имя, но «Славные парни» заставили его снова греметь на весь мир.

В 1991 году картина заработала шесть номинаций на премию Американской киноакадемии, но получила лишь одну награду (что, согласитесь, маловато, учитывая влияние фильма на индустрию). «Оскар» достался лишь Джо Пеши — за роль второго плана. А вот «Лучшего режиссера» у Скорсезе «угнал» Кевин Костнер с фильмом «Танцующий с волками».

Итак, прошла целая четверть века после выхода этого кино, и вы возможно, видели его несколько раз. Но в каждом фильме есть секреты, и за каждым кадром кроется своя история:

1. Скорсезе хотел, чтобы «Славные парни» смотрелись как трейлер.

Сам режиссер говорил: «Нужно начать фильм с перестрелки и быстрее развивать сюжет, словно перед нами 2,5-часовой трейлер. Думаю, это единственный способ дать людям почувствовать тот возбужденный стиль жизни, и дать им понять, почему такая жизнь многим нравится».

2. «Славные парни» — это фильм-история.

Скорсезе смешивает множество жанров, от итальянского неореализма (используя непрофессиональных актеров) до французского new-wave (стоп-кадры и комментирование за кадром), чтобы создать неповторимый стиль своего шедевра. Сценарий, написанный Скорсезе и Пиледжи, отходит от традиционной структуры, начинаясь где-то в середине истории и постепенно подводя зрителей к ее началу. Не моргайте — некоторые сцены длятся всего секунду. Мартин был уверен, что коротенькие сцены стоят, чтобы снимать их. В «Славных парнях» просматриваются мельчайшие штрихи классики new-wave: от рассказа в начале фильма до последнего кадра, когда Джимми направляет дуло пистолета прямо в камеру. Скорсезе хотел, чтобы безрассудность стиля, в котором снят фильм, сама по себе отражала жизнь, которой он посвящен. «Если вы снимаете кино, вы говорите: «Мне не важно, что тут много рассказов. Много коротких сцен? — Что ж, очень плохо». Мы пытаемся показать истинно панковское отношение к жизни».

3. Съемка в Копакабана не была запланирована.

Одна из самых знаменитых съемок с сопровождающей камерой в истории кино — начинающаяся на улице и следующая за Генри Хиллом (Рэй Лиотта) и его новой подружкой Карен (Лоррен Бракко), пока они заходит в Копакабану со служебного входа — была полной импровизацией во время съемок. Съемочной группе не разрешили войти в клуб через парадную дверь, как планировалось, поэтому Скорсезе решил переиграть сцену. Команда отсняла ее всего лишь за восемь попыток. Поэтому камера идет следом за Карен, которая совершенно покорена «секретным входом», и за самим Генри, который чувствует себя в этом клубе рок-звездой. Однако режиссер объяснил, что «соблазнение» в этой сцене работает в две стороны: с одной стороны, Генри соблазняет Карен, а с другой — его стиль жизни соблазняет его самого.

4. Сцена «Смешно как?» случилась с Джо Пеши в реальной жизни и была сымпровизирована.

На репетициях Скорсезе позволял актерам в некоторых сценах делать то, что им заблагорассудится. Он делал копии и оставлял то, что нравилось ему больше всего. Во время репетиции Пеши спровоцировал всем известный теперь диалог, который однажды имел неосторожность поддержать с настоящим гангстером, ожидая столик в кафе в Куинсе. Скорсезе переписал диалог и вставил его в сценарий. Во время съемок он утаил наличие этого диалога от актеров, сидящих вокруг Пеши и Лиотты, чтобы их реакция была натуральной.

5. Аль Пачино почти снялся в этом фильме.

Пачино предложили роль Джимми Конвэя, однако актер отказался от нее из-за своей долгой истории съемок в гангстерских фильмах (Крестный отец — I и II части, — Лицо со шрамом, а затем и третья часть Крестного отца). Однако затем Аль Пачино согласился сниматься в качестве криминального босса Бин Бой Каприс в фильме «Дик Трейси», а затем — в роли гангстера Карлито Бриганте в «Пути Карлито». «Славные парни», «Крестный отец III» и «Дик Трейси» вышли в 1990-м году, и Пачино мог бы появиться в целых трех фильмах про гангстеров в один и тот же год. Впоследствии актер жалел, что отказал Мартину Скорсезе.

6. Непрофессиональные актеры запомнились публике так же, как и их коллеги-профессионалы.

В добавок к настоящим гангстерам в фильме и замечательным актерам, таким как Тони Лип (Френки Карбон), Энтони Пауэрс (Дважды Джимми), и фигурам из реальной жизни — Эду МакДональду (прообраз самого Генри Хилла), Робби Винтону (его отец Бобби) и легендарному комедианту Генри Янгмену, режиссер дал роли своим родителям, Чарльзу и Кэтрин Скорсезе, как и в фильме «Бешеный бык». Кэтрин играет мать Томми, которая в замечательной сцене перед похоронами Билли Баттса кормит своего «сына». А история, скрытая за картиной миссис Скорсезе (основаная на реальных событиях, между прочим), стоит того, чтобы ее пересмотреть.

7. Дизайн костюмов был очень строгим.

Скорсезе так сильно хотел полностью создать мир «Славных парней», что приложил свою руку ко всему, включая дизайн костюмов. Лиотта рассказывал, что режиссер даже самостоятельно завязывал ему галстук, чтобы добиться точности исполнения. У Де Ниро были часы и кольцо, подходящие к каждому его костюму. А Лоррейн Бракко настояла на том, чтобы драгоценности Карен были настоящими, поэтому на съемках всего присутствовала вооруженная охрана.

8. Продюсеры хотели, чтобы в фильме снялись Том Круз и Мадонна.

На ранних стадиях съемок «Славных парней» продюсеры из «Уорнер Бразерс» ничего не знали о предмете картины, и из-за этого все чуть не провалилось. Они предлагали взять Тома Круза и Мадонну на роли Генри и Карен Хилл. Никто не хотел отдавать роль совершенно неизвестному на тот момент Рэю Лиотта, и актеру пришлось лично убеждать продюсера Ирвина Уинклера в том, что на роль он отлично подойдет.

9. Роберт Де Ниро достиг абсолюта в своем методе вживания в роль.

Де Ниро, известный своим необычным методом вживания в роль — некоей «одержимостью» своим персонажем — хотел знать все про Джимми Берка, человека, который стал прототипом Джимми Конвэя. Актер зашел так далеко, что даже перенял то, как реальный Джимми клал кетчуп на бургер. Он по несколько раз в день звонил Генри Хиллу и задавал ему разные вопросы. Он хотел знать все — от того, как Джимми ходит, до того, как он курит сигареты.

10. Финальная сцена Скорсезе говорит сама за себя.

Последнее, что мы видим в фильме — это Джимми, стреляющий в камеру из пистолета. Таким образом Скорсезе воздал дань фильму «Великое ограбление поезда» (1903 год), одному из ранних примеров технически сложных фильмов, который заканчивается точно таким же кадром. Скорсезе хотел закончить «Славных парней» отсылкой к самому началу жанра. В одном из интервью он объяснил это так: «Что ж, это отсылка как раз к концу фильма «Великое ограбление поезда», так этот фильм и заканчивается. И вообще, сюжет «Славных парней» очень похож на сюжет «Великого ограбления поезда». Ничего не изменилось за 90 лет. История все та же. Перестрелки будут всегда. Он всегда должен оглядываться назад, у него просто должны быть глаза на спине, потому что однажды они его найдут».

Рассказывайте, кто ваш любимый гангстер в «Goodfellas»?