31 июля — это не только день рождения любимого персонажа миллионов людей по всему миру, Гарри Поттера, но и автора серии книг о «мальчике, который выжил» — Джоан Роулинг. Наверное, все знают о том, что Гарри родился в 1990 году на салфетке, пока тогда еще едва сводившая концы с концами Роулинг ждала поезд, но не всем известно то, что:

Необходимость в инициалах, скрывших по задумке издателей пол автора, вынудила Джоан выбрать какую-то букву в дополнение к «Джей» и она решила остановиться на «Кей» в память о любимой бабушке. Кстати, из-за того, что изначально было неизвестно, кто написал сагу о Гарри — мужчина или женщина — первое письмо от поклонника начиналось: «Уважаемый сэр». Сама J.K. сказала потом: «Это было решение издательского дома, но они могли назвать меня как угодно, хоть Инид Снодграс, мне было все равно — я просто очень хотела, чтобы книгу опубликовали».

Одна из кофеен Эдинбурга, где Джоан писала свои первые книги в сопровождении спящей дочурки Джессики.

Есть очень личная причина, по которой Кингс-Кросс играет такую важную роль в жизни Гарри и его друзей (именно отсюда ежегодно с платформы 9 3/4 уезжают на учебу в Хогвартс юные волшебники). Этот лондонский вокзал — место знакомства родителей сегодняшней именинницы. «Для меня Кингс-Кросс очень-очень романтичное место, самый романтичный вокзал исключительно потому, что мои родители здесь впервые встретились. Поэтому это место всегда было частью нашего семейного «фольклора». Я хотела, чтобы Гарри добирался до Хогвартса поездом и, конечно, он должен был отправляться с Кингс-Кросс», — рассказала в одном из интервью Джоан. Кстати, кроме дня рождения Роулинг и Поттера объединяет еще один факт — у обоих отцов звали звали Джеймс.

«Обычно на создание персонажа вдохновляют реальные люди, но как только они оказываются у тебя в голове, они превращаются в нечто иное. Профессор Снейп и Гилдерой Локхарт оба «начались» как преувеличенные версии знакомых мне людей, но на страницах книги они получились другими. А вот Гермиона похожа на меня в 11 лет, только она намного умнее». Видимо, именно поэтому патронус Гермионы любимое животное Роулинг — выдра.

В 25 лет Джоан стала матерью-одиночкой после короткого «катастрофического» брака. В одном из интервью писатель и сценарист сказала: «Меня осенило, какой бардак творился в моей жизни. Мы были настолько нищими, насколько можно, не став при этом бездомными, жили на пособие. И в этот момент я впала в глубочайшую депрессию. Сложно описать это состояние тому, кто ни разу в нем не был, потому что это не грусть. Я знаю грусть. Когда грустишь, ты плачешь, чувствуешь что-то. Депрессия — это холодное отсутствие чувств, пустота. Это и есть дементоры».

Квиддич был придуман в одном из отелей Манчестера после ссоры с тогдашним бойфрендом. «Я размышляла о том, что спорт объединяет общество, что мужчины остро переживают за события на игровом поле, злятся, что в том моем состоянии было очень кстати», — написала Роулинг в книге, посвященной самой популярной игре «Поттерианы». Маггловской версией Квиддича Джоан считает баскетбол. В интервью Amazon она сказала: “Нужна была игра для волшебников, и мне всегда хотелось, чтобы была игра более, чем с одним мячом. Эта идея показалась мне забавной. Я получила массу удовольствия выдумывая правила — у меня до сих пор лежит записная книга с диаграммами, схемами и всеми названиями для мячей, которые приходили мне в голову до того, как я остановилась на квоффле, бладжере и снитче».

«Дописав книги о Гарри, я поняла, что персонаж, с которым мне хотелось бы поужинать — это Дамблдор. Нам есть, что обсудить и я была бы рада его советам. Думаю, каждому в жизни хотелось бы повстречать Дамблдора», — сказала как-то Роулинг, добавив, что Альбус частенько ей снится. У имени «Дамблдор» есть своя предыстория — на староанглийском оно означает «пчела», и автор выбрала его потому, что «представляла, как профессор напевает себе под нос».

В книгах о «мальчике, который выжил» цифра семь — одно из самых сильных магических чисел — занимает особое место:

  • книг о Гарри семь;
  • обучение в Хогвартсе длится семь лет;
  • в команде по Квиддичу семь игроков;
  • у Воландемора семь крестражей;
  • в семье Уизли семеро детей;
  • на сундуке профессора Муди семь замков;
  • семь раз Гарри избежал смерти от рук Воландемора до того, как убил его.

Живя в Уинтербурне, неподалеку от Бристоля, маленькая Джоан познакомилась и подружилась с Поттерами — братом и сестрой. Их фамилия нравилась девочке больше, чем ее собственная, которую вечно либо неправильно произносили, либо трансформировали в прозвища типа rolling pin, то есть «скалка».

Старшая дочь Роулинг, рожденная в непродолжительном, как мы помним, браке с с тележурналистом Хорхе Арантесом названа в честь Джессики Митфорд: “Митфорд была моим кумиром с тех пор, как мне исполнилось 14 лет. Моя двоюродная бабушка рассказывала, как в 19 лет Джессика сбежала из дома в Испанию, в самый эпицентр гражданской войны, при этом тайком купив на деньги отца фотоаппарат. Именно фотоаппарат меня и зацепил, и я стала расспрашивать о дальнейшей судьбе этой девушки».

В 2001 году Джоан во второй раз вышла замуж — ее избранником стал доктор Нил Мюррей, с которым у писательницы двое общих детей: сын и дочь. Из-за ошеломительной популярности ее книг, Роулинг пришлось покупать свое свадебное платье инкогнито, впервые прибегнув к маскировке: «Я просто хотела выйти замуж за Нила без всякой лишней суеты». А вот как и при помощи чего была осуществлена маскировка мы так и не узнали. «А вдруг мне вновь придется ей воспользоватся?», — сказала Джоан пытливым журналистам.

«Браслет, увешанный подвесками-шармами, на первый взгляд кажется просто прикольной штучкой. Но какое еще украшение настолько наполнено воспоминаниями? Это персональные амулеты. У меня на протяжении 20 лет был обожаемый браслет, но однажды его украли из моей квартиры в Манчестере, вместе со всем содержимым шкатулки. Я потеряла не только браслет, но и украшения, доставшиеся мне от мамы, которая умерла всего за три месяца до этого. По сравнению с утратой матери это было мелочью, но я была очень огорчена. Украшения не меняются, не портятся, это своего рода проводник в прошлое», — поделилась Роулинг с читателями Harper’s Bazaar. В день выхода в свет седьмой книги о Гарри редактор Bloomsbury, Эмма, подарила Джоан золотой браслет с подвесками-шармами по мотивам «Поттерианы»: маленьким золотым снитчем, серебрянным автомобилем Ford Anglia, омутом памяти и патронусом в виде оленя и философским камнем, и, по словам писатеьницы это было самое дорогое для нее украшение после обручального кольца.

Оба актера признались, что в свое время были влюблены в «Гермиону» и связанная с этим обстоятельством неловкость иногда мешала им концентрироваться на тексте сценария. Правда, когда чувства утихли и юные актеры стали просто друзьями, снимать некоторые сцены было тоже нелегко: например, во время поцелуя Дэниэла и Эммы «Рон» так хохотал, что его пришлось вывести со съемочной площадки. Кстати, по задумке режиссера до начала съемок эта неразлучная по сюжету троица должна была написать небольшое эссе о своих персонажах, чтобы «познакомиться» с ними поближе. Результат получился в духе Гарри, Рона и Гермионы: Эмма Уотсон исписала 16 страниц, Дэниэл ограничился одним листом, а Руперт вообще не сдал сочинение.

Эта канадская девочка обожала Гарри и, увы, была неизлечимо больна. Ее мама обратилась к Роулинг с просьбой, чтобы та написала Натали письмо. Послание дошло до писательницы слишком поздно, и ответ Джоан, в котором она рассказала своей поклоннице о будущей судьбе каждого из героев, был получен убитой горем матерью. Женщины поддерживали переписку и впоследствии подружились, а Натали стала частью дома Гриффиндор за свою храбрость и стойкость перед лицом лейкемии.

Из короткого эссе, размещенного на сайте Pottermore, мы узнали, что Джоан чувствует себя виноватой за смерть Флориана Фортескью — хозяина кафе-мороженого в Косом переулке: “Я сделала так, что его похитили и убили без всякой на то причины. Он не первый волшебник, убитый Воландемором, но только из-за него я чувствую угрызения совести, потому что в его смерти виновата только я». Первоначальной идеей было то, что Фортескью будет помогать троице из Хогвартса в поисках крестражей: “Флориан должен был стать «проводником» в поиске разгадок, поэтому я познакомила его с Гарри в самом начале нашей истории. Проблема была в том, что, начав писать ключевые моменты «Даров смерти», я решила, что Финеас Найджелус Блэк будет более удобным источником информации”.

Одной из самых дорогих Роулинг вещей является первое издание книги Джейн Остин: «Она моя любимая писательница, я перечитывала ее книги столько раз, что сбилась со счета… Если бы можно было стать литературным персонажем, то я была бы Элизабет Беннет, конечно же». Еще одна книжная героиня, запавшая в сердце — это Джо Марч из «Маленьких женщин», ведь «у нее был взрывной характер и непреодолимое желание писать книги». А вот поужинать из всех писателей — живых или уже ушедших — Джоан хотела бы с Чарльзом Диккенсом.

Но Роулинг совершенно не переживает по этому поводу. Фильм она тоже не смотрела и не планирует.

А первым ее преданным читателем стала младшая сестра, Диана. Книга была про кролика по имени…Кролик, который делал много нетипичных для своих ушастых сотоварищей вещей. «Как только я поняла, что книги пишут, осознала концепцию написания историй, все, что мне хотелось делать — это писать. Не помню, чтобы мне хотелось заниматься чем-то другим в жизни», — сказала Роулинг в интервью телеканалу ABC.

«Мне очень жаль огорчать своих поклонников, и, возможно, кто-то из них рассердится на меня, но если быть абсолютно честной, то, в последнее время, отойдя от этой истории в сторону, я понимаю, что сделала тогда выбор в пользу Рона чисто из литературных соображений и чтобы не менять изначально запланированный сюжет», — заявила Джоан в одном из недавних интервью. С ней согласна и «миссис Уизли»: «Уверена, что есть фанаты, которые точно также сомневаются, смог ли бы Рон сделать Гермиону счастливой», — считает Эмма Уотсон.

Закончив работу над седьмой книгой, она оставила следующую надпись на бюсте в номере шотландского отеля Balmoral: «Джей Кей Роулинг закончила писать книгу «Гарри Поттер и Дары смерти» в этой комнате (652) 11 января 2007 года». Но это далеко не самая высокохудожественная роспись автора, посвященная ее любимому Гарри — в доме Роулинг есть вот такой самостоятельно декорированный стул:

Столько лет прожив на грани нищеты, она не до конца осознает свое нынешнее благосостояние. На вопрос Опры Уинфри, приняла ли она тот факт, что теперь будет всегда богата, Роулинг ответила: «Нет, а ты?», имея в виду психологическую, а не денежную сторону вопроса. Но периодические всплески беспокойства за сытое будущее своей семьи совершенно не мешают Джоан заниматься благотворительностью: помогать сиротам и финансировать фонды в поддержку людей, страдающих от неизлечимых заболеваний.

От всей души поздравляем «Золушку мира литературы» с днем рождения и надеемся, что она продолжит радовать нас новыми книгами как под своим именем, так и под псевдонимом!