Первая картина Андрея Звягинцева завоевала более 30 наград и мгновенно вписала никому ранее неизвестного режиссера в контекст большого мирового кино. Но дело, конечно, не только в фестивальных успехах как таковых,ведь успех — это всего лишь знак, повод, призыв.

На этот раз огромный общественный резонанс вызвала новая картина — «Левиафан», которая тут же стала номинантом на премию «Оскар» и победила как «Лучший иностранный фильм» на «Золотом глобусе». На состоявшейся сегодня пресс-конференции создатели фильма, а также актер Владимир Вдовиченков ответили на вопросы журналистов и прокомментировали сложившуюся вокруг фильма ситуацию.

Начать нужно с того, что по неофициальным данным уже состоялось около 4 миллионов скачиваний «Левиафана», и это с учетом того, что премьера состоялась только лишь сегодня, а на большие экраны фильм выходит 5 февраля.

Александр Роднянский: «Что касается нелегальных скачиваний, то та компания, которая борется с пиратством, подсчитала около 1,5 миллиона скачиваний, что меньше объективных данных на 25%, а с учетом того, что все, как правило, смотрят фильму не в одиночестве, а в компании друзей, то цифра наверно близка миллионам к 6.

Когда об этом узнал Андрей, он, конечно, был в гневе, это случилось как раз накануне «Золотого глобуса». Первые 30 000 скачиваний за 2 часа обеспечили весь интернет нелегальными копиями, реакция зрителей была мгновенной, она, можно сказать, парализовала общество. Фильм увидели, о фильме заспорили, и в результате он зажил совершенно своей отдельной жизнью и это самое главное мы о таком и не мечтали. И тогда мы поняли, что счастливы.

Что касается опасений по поводу кинотеатров, то тут все получилось совсем неожиданно — такой общественный резонанс привлек значительно большее количество кинотеатров, чем мы рассчитывали. Их уже более 400, и это сопоставимо с широкими релизами кассовых картин».

На вопрос кто же все таки сыграл положительного героя в картине Андрей Звягинцев ответил следующее:

«Николаю Васильевичу Гоголю тоже задавали такой вопрос, и после мучительных раздумий, он сказал, что в «Ревизоре» положительный герой — это смех.

В нашем случае, наверно, это прозвучит довольно пафосно, но другого я не нахожу: возможно, это — очищение, возможность посмотреть на себя попристальней. Это звучит как высокий стиль, как пафос, но другого ответа у меня нет».

Для Владимира Вдовиченкова участие в фильме могло и не состояться, ведь актеру предложили сняться в «Черном море» вместе с Джудом Лоу и другими известными актерами, но, как оказалось, Владимир уверен, что сделал правильный выбор:

«Я чуть не сделал большую глупость, но, слава богу, не совершил этой ошибки. Действительно, мне предложили роль в этом фильме, мы встретились с режиссером, и он даже пообещал, что перепишет для меня финал. И я этого очень хотел, потому что я, если честно, из тех актеров, которые хотели бы сниматься за границей просто потому, что очень хотелось бы поработать и там, и здесь. Для меня это было лестным предложением, и у нас даже начались уже переговоры, а от Андрея много месяцев после проб не было вестей. И хотя меня предупреждали, что режиссер будет долго выбирать, я подумал, что прошло уже очень много времени, и я был уверен, что Андрей уже определился, и что выбор пал не на меня, а позвонить самому и спросить мне не хватило решимости. Я понимал, что нужно браться за работу с английским режиссером и вдруг позвонил Андрей».

Еще одним камнем преткновения стало наличие нецензурной лексики в фильме, но многие критики, даже те, кто категорически против мата, заявили, что в данном случае это было очень уместно и даже необходимо, поскольку определенный объем персонажам. Две смены команда кропотливо работала над тем, чтобы сделать все максимально деликатно, и чтобы было практически не заметно нецензурной лексики, и чтобы все это не было так болезненно для зрителя.

Однажды в интервью Андрей Звягинцев сказал, что снимает кино не ради денег, не ради славы и не ради наград. Многие задаются вопросом, а стоило ли сейчас снимать такой фильм и показывать его Западу?

«Я уже не раз говорил о том, что замысел появился еще в 2008 году, и это фильм, который вынашивался несколько лет и совершенно не задумывался на злобу дня. Мне хотелось обратить внимание зрителя на то, что с нами происходит, на связи между людьми, над речью, над социальными слоями, на весь тот микрокосм человека, который сопровождает его всю жизнь. Я бы спросил, «А стоило ли так обострять ситуацию?»

Как ответить тем, кто говорит что это «западная заказуха» и очень позорная для России картина?

Когда тебе говорят, что это заказуха, согласитесь, на это совершенно ничего нельзя ответить. Как можно опровергнуть это, а главное зачем? Люди прячутся сами от себя за такими высказываниями, им нужно развернуть зеркало от себя. Зачем выносить сор из избы? Давайте начнем с того, что вы признаете, что сор есть, а уже другой вопрос — выносить его или нет. Если вы хотите с этим сором жить, то продолжайте, а мне кажется, его необходимо выносить, чтобы в горнице стало чисто».

Напоследок, добавим, что огромный скелет — это бутафорское изделие 24 метра длиною, созданное в Москве и привезенное в Мурманскую область. В настоящее время один бизнесмен выкупил его, и возможно прямо сейчас этот Левиафан украшает какую-нибудь лужайку или пространство перед офисом.

Пропустить премьеру никак не смогли:

Александр Роднянский, Андрей Звягинцев, Сергей Мелькумов

команда «Левиафана»

Андрей Звягинцев

Елена Лядова и Владимир Вдовиченков

Анна Уколова, Алексей Розин

Сергей Походаев и Роман Мадянов

Валерий Гришко

Алена Долецкая и Валерия Роднянская

Ксения Собчак

Евгения Линович

Яна Валенсия

Ирина Медведева

Ксения Чилингарова

Екатерина Гусева

Наталья Лесниковская

Александр Терехов

Юлий Гусман

Алиса Хазанова

Алика Смехова и гостья премьеры

Фото: Дима Бабушкин, Храмцова Маргарита