ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
16+
"Прибытие поезда" - 2014
Мероприятия
0 5740
08 августа 2014

"Прибытие поезда" - 2014

В первый уикэнд августа на Щербинском экспериментальном железнодорожном кольце ВНИИЖТ (территория «новой Москвы») состоялось невероятное шоу, приуроченное к 180-й годовщине рождения первого отечественного паровоза. Узнать об этом мероприятии можно было в основном из расписания Курского вокзала, откуда на три дня дополнительно был пущен экспресс до ст.Щербинка. Особой рекламы в т.н. СМИ не мелькало. И даже интернет на специальный запрос реагировал вяло, со скрипом выдавая информацию. Может, организаторы опасались излишнего наплыва зрителей? В принципе, не зря опасались. Забегая вперед, можно сказать, что зрелище получилось просто потрясающее!

Так что же приготовили устроители сего мероприятия?

Судя по первому попавшемуся на пути к театру основных действий экспонату, это вполне могла быть техническая экспозиция для узкого круга спецов.

Встречающий посетителей фантастический агрегат на колесах в разрезе одновременно напоминал и препарированную лягушку, и паровоз, с помощью которого перемещались во времени герои культового американского фильма «Назад в будущее»:

На табличке возле экспоната можно было прочитать:

Но что дальше?

Вот само экспериментальное железнодорожное кольцо, переплетение проводов и путей, парочка замерших на них древних пассажирских вагонов.

В тупике замер еще один музейный паровоз, на фоне которого спешит запечатлеться самая разнообразная публика – от неизменных детишек, до солидных глав семейств:

Ну, полазили, пофоткались. Прикольно! Но что же дальше?

Около путей несколько платформ заполненных людьми – все только и говорят о бесплатном катании на «сапсане» по кольцу. Никто толком ничего не знает, но все рвутся к краю перрона, надеясь, наверное, занять в скоростном поезде местечко у окошка.

Играет самый настоящий духовой оркестр. Трубачи нарядные, солидные; дирижер – истинный франт!

Но вот трубы умолкают...

На часах 13:00.

Включаются мощные динамики и невидимый конферансье поздравляет собравшихся с годовщиной создания первого российского паровоза.

Тут же вновь напоминает о себе оркестр, грянув что-то красивое, из классики:

За изгибом железнодорожного кольца показался столбик черного угольного дыма. Зрители вытягивают шеи. Но вдруг... Вдруг на пути выбегает, словно чертик из табакерки, странный человечек в цилиндре и черном плаще:

в руках он держит древнюю фотокамеру на треноге. Делая магические пассы – а-ля, «сейчас вылетит птичка» – этот чудесный фотограф бегает по перрону, как бы в поисках лучшей точки для съемки, но сам попадает в сотни объективов фотоаппаратов, смартфонов, планшетов и прочих потомков «камеры-обскуры»:

Далее следует нечто вообще невообразимое! На перроне возникают порхающие, словно яркие праздничные бабочки, ослепительные дамы в шелестящих платьях фасона позапрошлого века и господа в элегантных смокингах и котелках:

Зрелище невероятно красивое, завораживающее!

Кажется, некий волшебник перенес собравшуюся на платформах публику в давно минувший XIX век, на съемки знаменитого люмьеровского фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»

Только на сей раз в «роли» вокзала Ла-Сьота выступила станция «Щербiнка»

Открывает подвижную экспозицию сам виновник торжества – паровоз отца и сына Черепановых (ну, разумеется, не подлинник, а его реконструированная копия)

«Горный журнал» в 1835 году приводит следующие сведения о технических характеристиках паровоза Черепановых:

«Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень (853,5 м) чугунным колёсопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13 — 16 км/ч). Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 1/2 футов (1676 мм) диаметром 3 футов (914 мм) и из двух паровых лежачих цилиндра длиной 9 дюймов (229 мм), в диаметре 7 дюймов (178 мм)».

Вежливо дымя, этот Адам отечественной железной дороги, этот сухопутный ПАРОХОД, как его уважительно величали тогда, к восторгу «встречающих», катится по рельсам XXI века.

Минута стоянки, и паровозик чухает дальше, а на смену ему, к перрону уже приближается локомотив более позднего года постройки - 1902.

Исполин, по сравнению с Черепановским детищем, этот экземпляр принимается публикой не менее восторженно. Машинист в ответ приветливо машет рукой и подает оглушающий гудок

С отбытием этого железнодорожного раритета, собравшиеся на шоу люди замирают: «Чья теперь очередь?» И вот перед ними появляется паровоз серии Э, выпускавшийся в СССР с середины 20-х вплоть до 50-х годов прошлого века. Многим он знаком по кинохронике времен индустриализации и, разумеется, Великой Отечественной войны.

Именно эти паровозы стали самыми массовыми в годы войны и вошли в историю наравне с такими ее символами, как танк Т-34, «Катюши», самолеты Ил-2. Непосредственно этот экземпляр – Эу-699-74 – постройки 1929 года, прошел всю войну в колонне особого резерва поездов. Это самый настоящий ветеран, даже имеющий боевые ранения. В его котле имеются следы пробоин от осколков немецких авиабомб.

Оркестр играет «Вставай страна огромная», а потом, когда паровоз плавно отчаливает от перрона, звучит «Прощание славянки», пробирая всех своей мелодией до глубины души. Кажется, будто произошло искривление пространства-времени... И, словно в подтверждение тому, на перроне возникают реальные солдаты, облаченные в форму времен Великой Отечественной, и прекрасные девушки, одетые по моде тех лет...

Наконец, на путях материализуется знаменитый паровоз серии «СО» («Серго Орджоникидзе») и уже почти нет сомнений, что это самая настоящая паровая машина времени, прибывшая к нам из далекого 1945-го вместе с парочкой бойцов, вооруженных знаменитыми ППШ

Звучит «Синенький скромный платочек...»

Потом грянула «Смуглянка»

Некоторые из зрителей уже не в силах сдерживать слезы. «Это праздник со слезами на глазах...» - вырывается из динамиков.

Проникновенные слова песен, музыка, запах угля, а главное - дышащая жаром, практически осязаемая, железная громадина реального свидетеля давно ушедшей эпохи – это уже не декорация, это вполне себе реальный прыжок во времени. Плюс к тому, великолепная, с полной самоотдачей игра молодых актеров...

Так и хочется крикнуть:

ПОБЕДА! УРРА-А-А!

Но вперед, в прошлое! Страна отстраивается после войны. Неизвестно, как долго вставала бы она из руин, не будь у нее таких мощных железных помощников, как паровозы.

К перрону триумфально подплывает легендарная «лебедняка», т.е. паровоз серии «Л» (в честь конструктора Лебедянского), созданный в 1945 году и выпускавшийся вплоть до 1955 года.

Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков даже наградили Сталинской премией.

А это уже знаменитая «кукушка» - заводской паровоз-труженик:

За ним следует еще несколько паровых локомотивов, работавших на отечественной железной дороге вплоть до 90-х:

Они гудят, возвещая о своем прибытии; и гудок каждого так пронзителен и настолько неповторим, что можно подумать - паровозы кричат...

И уже вроде бы кажется, что эра паровозов в этот августовский день продемонстрирована целиком - от «а» до «я», - вместе с эпохой великой страны. "Концерт" окончен?

Но что это?

Из динамиков вырывается почти забытое: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз!»

Перрон расцветает флагами пятнадцати советских республик:

И к нему торжественно приближается еще один угольный локомотив

Какой красавец! В свое время он водил пассажирские составы, не уступая в скорости современным локомотивам. Его конструктивная скорость – 125 км\ч!

Теперь для многих из нас паровозы – экзотика. Но ушли они не сразу, да и не так давно, как можно подумать. Их еще даже помнят рельсы БАМа, в строительстве которого они, оказывается, принимали самое непосредственное участие.

Ну а то, что началось на перроне-сцене Щербинского железнодорожного кольца в финале шоу, иначе, как флаг-феерией, и не назовешь.

Знамена, транспаранты...

– все это разворачивается, растягивается, реет под звуки подзабытых советских маршей, заряжая публику энергией и хорошим настроением, и слепя ее белозубыми улыбками грациозных «строителей коммунизма» в идеально чистых синих спецовках...

Ну а под занавес, будто символом «светлого будущего», на рельсы выехал долгожданный «Спасан»...

Все, кто хотел, мог прокатиться на нем. Правда, всего лишь по кольцу. Но это в чем-то даже символично – все возвращается на круги своя, и следующим летом, хочется надеяться, это магическое паровозное шоу, став традицией, повторится. Главное, следить за расписанием Курского вокзала!

Фото автора, специально для i-gency

Теги: паровоз, шоу
Автор Публикации: Паша Сашин

Голосовать могут только авторизованные пользователи
Комментарии:
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.