В течение последних нескольких лет Onitsuka Tiger Mexico 66 занимает центральное место в гардеробе самых звездных модниц, что, безусловно, сыграло на руку компании Asics, владеющей брендом. Например, за первые шесть месяцев 2024 года чистые продажи Onitsuka Tiger увеличились на 61%!

С чего же все началось?

Двадцать с лишним лет назад «Невеста» (Ума Турман) эффектно ворвалась в токийский ресторан, чтобы «потанцевать» с боссом якудза О-Рен. Образ Киддо в эпических боях легендарного фильма Квентина Тарантино «Убить Билла», ее культовый желтый спортивный костюм, как и ее кроссовки — Onitsuka Tiger Mexico 66 — в тон однозначно выдержали испытание временем.

Но культурная значимость этой обуви предшествовала фильму Тарантино. Собственно весь наряд «Невесты» является отсылкой к фильму Брюса Ли 1978 года «Игра смерти».

Onitsuka Tiger Mexico также фигурируют и в другом классическом фильме Ли«Войди в дракона», где их носит Джим Келли.

Простой дизайн и тонкая плоская подошва как бы намекают нам, сколько лет модели Mexico 66 — как и само ее название. Кихатиро Оницука основал свой одноименный бренд в 1949 году, всего через четыре года после окончания Второй мировой войны. Баскетбол начал распространяться в Японии во время американской оккупации, и Оницука мечтал сделать идеальную обувь для этого вида спорта. Его первые попытки с треском провалились, но через два года салат из маринованных огурцов и осьминогов привел его к неожиданному прорыву, а все потому, что наблюдательный Оницука заметил щупальце, прилипшее к его миске с едой. Так на безымянных на тот момент баскетбольных кроссовках Оницуки Тайгера появились присоски на подошве.

Затем бренд добрался и до бега, начав в 1953 году работать с японским марафонцем Тору Терасавой. Тайгер даже смог убедить эфиопского спортсмена Абебе Бикилу отказаться от его фирменного подхода бегать босиком, и тот надел его обувь и выиграл в этих кроссовках две золотых медали на Олимпийских марафонах в 1960 и 1964 годах.

Именно Onitsuka Tiger стоит у истоков Nike, поскольку легендарная американская компания начинала как Blue Ribbon Sports — дистрибьютор японской обуви в Северной Америке.
Фил Найт (основатель и глава Nike Inc. и автор книги «Продавец обуви») и его партнер по бизнесу Билл Бауэрман инвестировали по 500 долларов в создание своей будущей корпорации и получили свою первую партию Onitsuka Tigers в 1963 году. Бауэрман даже разработал собственную модель для Onitsuka Tiger в 1967 году, первоначально известную как TG-24. Blue Ribbon Sports была ее эксклюзивным североамериканским дистрибьютором в преддверии летних Олимпийских игр 1968 года в Мексике.

TG-24 стала TG-Mexico, а потом была переименована в TG-Mexico. Найт и Бауэрман хотели назвать бестселлер Aztec, но столкнулись с иском от Adidas, которые планировали выпускать кроссовки Azteca Gold. В итоге бренд остановился на названии Cortez — и эти кроссовки разлетались как горячие пирожки.

Однако Оницука не сдался без боя, подав в суд на новую компанию Nike за то, что она присвоила себе его дизайн. Судья постановил, что обе компании могут продолжать продавать кроссовки: Nike под названием Cortez, а AsicsCorsair.

Рождение Onitsuka Tiger Mexico 66

За год до начала саги о Cortez Оницука Тайгер представил Mexico 66 в качестве еще одной модели, предназначенной для летних Игр 1968 года. Тогда же дебютировали ставшие фирменными и для Onitsuka Tiger, и для Asics полоски.

Несмотря на стремительный рост популярности и признание среди бегунов, у Onitsuka Tiger все еще не было флагманской обуви, которая позволила бы конкурировать с гигантами Adidas и Puma. Сборная Японии носила Mexico 66 на Олимпийских играх 1968 года, но легендарный статус кроссовкам все же подарил мастер боевых искусств и актер из Гонконга. Конечно же, речь идет о Брюсе Ли. Финальным росчерком пера стало появление «Киддо» Умы Турман в «Убить Билла» — имя Onitsuka Tiger было окончательно вписано золотыми буквами в летопись поп-культуры.

Сегодняшнее возрождение Mexico 66 всерьез началось в 2022 году, когда эта модель активно рекламировалась как альтернатива Adidas Samba и вскоре появилась на роскошных ногах таких It-girls как Белла и Джиджи Хадид, Кендалл Дженнер и Кайи Гербер.

Но в мир большой моды Onitsuka Tiger пришел все же чуть раньше. Была и коллаборация с Valentino в 2019 году, да и Уиллоу Смит успела побывать лицом рекламной кампании бренда в 2020 году.

Однако сейчас бренд вышел на абсолютно другой уровень.

Прошлый год ознаменовался коллаборацией с Patou и широким празднованием 75-летия Onitsuka Tiger, в рамках которого в Париже даже был открыт брендированный отель, предлагавший своим гостям не только спортивную и гедонистическую, но и культурную программу.

Ну а в этом году Onitsuka Tiger продолжает мировую экспансию, недавно открыв флагманский бутик в роскошном особняке в центре Барселоны.

Да и то, что Кайя Гербер на днях появилась на улицах Нью-Йорка именно в бело-синих Mexico 66 — знак, что и 2025 год обещает быть для марки событийным и прибыльным.

Ждем новых коллабораций!