ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
16+
100 Book Challenge: #47 Любовь властелина
Культура
4 5293
14 марта 2017

100 Book Challenge: #47 Любовь властелина

Сегодня на повестке дня писатель из швейцарской Романдии Альбер Коэн и его самый известный роман "Любовь властелина", написанный в 1968 году. Книга получила Гран-при Французской академии, заняла тридцать второе место в списке «100 книг века по версии Le Monde» и входит в список "1001 Books You Must Read Before You Die". Тем не менее, впервые на русском языке роман вышел только в 2012 году в издательстве «Флюид FreeFly». Перевод книги удостоился гранта, предоставленного отделом книги при посольстве Франции в России.

#47: Любовь властелина / Belle du Seigneur

Мне сложно писать отзывы на большие по объему книги, в которых автор затрагивает множество тем и внедряет фактурных персонажей, располагающих к обсуждению. Мысли начинают перепрыгивать с пятое на десятое, создавая путаницу, обгонять друг друга, как будто играют в голове в салочки, дразняще мелькают обрывками идиом и нечетко сформулированных фраз. Получается поток сознания, как в голове героев, на несколько страниц без единого знака препинания от "как же мне нравится эта болтушка-хохотушка Мариэтта" до "чё-то пятка зачесалась". Постараюсь из этого калейдоскопа мыслей отфильтровать только основные моменты. Во-первых, импонирует стиль автора, несмотря на его многословность и высокопарное литье воды. Коэн весьма удачно совместил ироничный гротеск с психологией, что выделяет любовный роман с классической фабулой об адюльтере из ряда подобных. При небольшом количестве событий книга читается легко. Например, подготовка к званному ужину растягивается на сотню страниц, если не больше, но папаша Дэм со своими правилами этикета с лихвой окупает ожидание и заставляет улыбнуться. Во-вторых, я как-то сразу проникся симпатией к Ариадне с подачи автора, позволяющего увидеть ее впервые искренней и открытой в своем собственном мире, узнать ее мысли и чудачества. В ней уживается детская непосредственность и надменность, а за экстраординарными личностями гораздо интереснее наблюдать. Мнение о ней изменится, но об этом позже.

В-третьих, ирония Коэна не теряет актуальности по сей день. Каждый персонаж на людях носит маску, стараясь подать себя в более выигрышном свете. Жеманные ужимки мамаши Дэм и ее хвастовство присуще нынешнему поколению ничуть не меньше, чем в прошлом веке. Все эти фотографии еды в Instagram-аккаунтах и чекины на различных мероприятиях служат своего рода доказательством того, что ты ведешь активный светский образ жизни. Отчасти я согласен с мыслями Солаля о том, что мы читаем книги, посещаем концерты и ходим в кино, чтобы иметь возможность поддерживать культурную беседу, но при этом многие из нас получают от процесса окультуривания истинное удовольствие. Хотя есть же и такие, которые читают и самозабвенно хвалят того же Кафку, даже если в глубине души он вызывает только зевоту. Современных подхалимов вроде Диди тоже можно встретить на каждой работе, которые предпочитают строить карьеру не за счет повышения собственной квалификации, а при помощи орального петтинга вышестоящему начальству. Я прекрасно понимаю, почему Ариадна увлеклась интрижкой на стороне. Диди - это тот самый чемодан без ручки, который тяжело нести и жалко бросить. Монингти лапушке по утрам в постель - это мило, но какое же ангельское терпение должно быть, чтобы выслушивать его восторги от обычного похлопывания, успокаивать, мотивировать, подбадривать, не срываться из-за назойливой опеки и т.п.

Вот тут мы как раз и приходим к самому интересному моменту, а именно к теории бабуинства. Пламенная лекция Солаля в некоторых моментах заставила меня кивать согласно головой, но есть нюансы, вызывающие возражения. В принципе, ничего плохого в культе бабуинства я не вижу, если не впадать в крайность. Это вполне нормально, что парням нравятся роскошные девушки, тешащие их самолюбие, а девушки естественно предпочтут более уверенного в себе мужчину какому-нибудь соплежую-нытику. Это наши природные инстинкты, которые давным-давно сформированы. Самка стремится завести потомство от сильного вожака, способного обеспечить благополучие, а не от хилого аутсайдера. Логичный и оправданный выбор. Другой вопрос - это меркантильная погоня за более жирным журавлем в небе, чем довольствоваться среднестатистической постной синичкой. Я не согласен с позицией Коэна только в том, что он противопоставляет две крайности (Солаль и Диди) с одинаковым результатом по факту. Но в жизни есть еще промежуточные варианты, а не сплошной гротеск, где женщинам надо либо давать оплеухи для проформы и освежения чувств, либо закармливать тошнотворной ванилькой. Хотя основные постулаты обольщения имеют место быть.

Фазы развития отношений Солаля и Ариадны с психологической точки зрения раскрыты тоже максимально реалистично. Как бы кто ни отпирался, но каждый из нас хочет произвести благоприятное впечатление на симпатичных нам людей. Слава Богу, что не у всех синдром павлина, как я его называю, приобретает патологическую форму, когда стесняешься высморкаться в платок или готов упасть в обморок от стыда из-за урчания в животе. Тем не менее, многие из нас создают некий образ для обольщения на начальной стадии зарождающейся симпатии, а потом нам надоедает играть и хочется уже быть собой. Вот тут и происходит первое разочарование, что тебя не воспринимают таким, каков ты есть, хотя кто виноват, что ты сам выбрал себе другой образ? Конечно, повседневная рутина тоже притупляет остроту чувств со временем. Но всё-таки любовь - это не только животная страсть, выражающаяся в удовлетворении плотских потребностей, но и духовное чувство. Философия Солаля вызывает противоречие во мне, поскольку он сам не придерживается собственной идеологии. Ревность человека, который сам же крутит интрижки на стороне, несправедлива. А Ариадна оказалась в итоге круглой дурой, раз терпела такое скотское отношение. Увы, логику таких женщин мне не понять. До последнего надеялся, что она протрезвеет и избавится от патологической любви. Из минусов выделю неуместную еврейскую тему. Для социального романа тут слишком много сантиментов, поэтому можно было обойтись без евреев и религии.

Цитаты:

Невыносимо слышать, как люди в церкви хором выпевают эти гимны с фальшивой радостью, с какой-то болезненной экзальтацией, убеждая себя, что просто счастливы будут умереть - и при этом зовут доктора при малейшей болячке.

* * *

Все слова, связанные с понятием силы, всегда несут оттенок уважения. "Великий" писатель, "мощное" произведение, "возвышенные" чувства, "высокое" вдохновение. Постоянно возникающий образ молодца высокого роста, потенциального убийцы. И наоборот, у прилагательных, несущих признак слабости, всегда присутствует оттенок презрения. "Мелкая" душонка, "низкие" чувства, "слабое" произведение.

* * *

Главное - заснуть, когда спим, мы не так несчастны.

* * *

Чтобы соблазнить собаку, мне не надо ни тщательно бриться, ни изображать сильную личность, я могу просто быть добрым к ней. Достаточно погладить ее по голове, потрепать за ушами и сказать "хорошая собачка; я тоже хороший", и собака завиляет хвостом и полюбит меня настоящей любовью, будет глядеть на меня преданными глазами, будет любить меня, даже если я старый, страшный, нищий, всеми отвергнутый, без паспорта и без орденов.

* * *

Если кто-то улыбается - он показывает встречному человекообразному, что миролюбиво настроен, что он не укусит его своими зубами, и в доказательство он демонстрирует их, показывает, что они безопасны.

Источник: I-GENCY.RU
Теги: книги, альбер коэн
Автор Публикации:

Комментарии:
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться
Nesya 14 марта 2017
1
+
Роман заинтересовал, а вот цитаты что-то отпугнули)
Kvertoff
Nesya
Nesya2017-03-14 15:43:58
Роман заинтересовал, а вот цитаты что-то отпугнули)
14 марта 2017
1
+
Не бойся его читать. Там у каждого персонажа есть свой стиль повествования. Так уж получилось, что большинство цитат мне запомнилось из одной тирады Солаля, но я ее разбил на несколько отдельных))
Almeriya 14 марта 2017
1
+
С Водяновой будешь смотреть экранизацию?
Kvertoff
Almeriya
Almeriya2017-03-14 21:25:17
С Водяновой будешь смотреть экранизацию?
15 марта 2017
0
+
Да, хочу очень для сравнения. Но не совсем представляю ее в образе Ариадны