100 Book Challenge: #43 Здесь живу только я
Знатоки современной российской прозы наверняка уже заметили, что на книжных полках Пелевина стало в два раза больше. Один из них, Александр Пелевин, живет не в Москве, а в Санкт-Петербурге и не так давно опубликовал дебютный роман "Здесь живу только я" в жанре мистического реализма, где важную роль играет его родной город.
#43: Здесь живу только я
Молодому начинающему автору вряд ли стоило издавать свою книгу под звучной фамилией Пелевин, если только он не собирается отвечать постоянно на один и тот же вопрос о возможной родственной связи. Но, видимо, жителю пасмурного Петербурга настолько не хватает солнечного тепла, что он не против погреться в лучах чужой славы, получив нехилый кредит доверия. В конце концов, если книга не оправдает ожиданий, то и шишки, возможно, не найдут своего адресата. В принципе, сам автор не несет ответственности за невнимательность читателей, но ощущения остаются малоприятные, когда подлог всё же выходит наружу. К современной прозе и незнакомым фамилиям многие, и я в том числе, относятся с некой опаской, потому что никогда не знаешь наперед, в какую инсталляцию можешь вляпаться. Тут я солидарен с рассуждениями автора о современном концептуальном искусстве, которое зачастую поражает своей абсурдностью, но при этом интригующе зовется арт-объектом. Но является ли книга литературным шедевром или это очередной экспонат "Музея пыли"? Кому-то нравится, а кто-то не выдержит и наведет порядок. В общем, я отношусь ко второму типу ценителей современного искусства.
Сначала мне даже понравился саркастический тон Александра и его оригинальные речевые обороты и сравнения. Получился забавный стеб на узнаваемый образ Никиты Михалкова с его усами, актуальная ирония по поводу современного внешнего вида молодежи, когда на первый взгляд действительно сложно определить половую принадлежность, существование нелепейшего «Музея пыли», куда хипстеры с претензией на интеллектуальность приходят восхититься созерцанием обычной по сути грязи. Мне приятно было окунуться в атмосферу современного Петербурга. Тем более, не так давно я побывал там в отпуске, и когда в тексте встречались знакомые названия улиц, то в голове сразу возникала картинка. Это действительно город с уникальной атмосферой, где уследить за ходом времени крайне сложно. Дезориентация происходит от того, что, как и в любом крупном городе, там нескончаемое движение в любое время суток, жизнь бурлит и уносит тебя в водоворот событий, но с другой стороны кажется, что ход времени остановился, когда рассматриваешь старые здания с роскошной лепниной на мансардах и чувствуешь не только дух прошлого, но и величие самого города.
Вот этот контраст старого Ленинграда и современного Петербурга хотел передать автор, взболтав коктейль из яви и грез. Но в своей фантасмагории он настолько увлекся, что я вместо интригующей мистики почувствовал какой-то наркоманский приход с бредовыми галлюцинациями. У меня уже не было желания разгадывать тайны и разбираться в ситуации. Просто хотелось, чтоб тебя скорее отпустило и не было больше никакой летающей головы Ленина, ни ильич-травы, ни котиков, ни белых, ни красных, ни главного героя, одинокого неудачника с паническими атаками. В подобных вещах важно соблюдать меру. При небольшой доле сюрреализма возникло бы ощущение того, что четкие грани реальности стали более размытыми, но мозг еще может контролировать ситуацию и обрабатывать полученную информацию. А от передоза только кружится голова и подташнивает. «Здесь живу только я» - подходящее название для книги. В этом мире странных иллюзий живет только сам автор. Это похоже на абсурдный сон, где эпизоды меняют друг друга в хаотичном порядке без малейшего намека на логику. Вот только мне не хотелось скорее заснуть снова, чтобы досмотреть его. Только проснуться и забыть. Не мой жанр, увы...
Цитаты:
Дети жестоки, но это не жестокость взрослых, которые уже очертили себе границы и перешагивают через них, причиняя боль другим. У детей этих границ нет, поэтому им нечего перешагивать. Они просто идут без них, ничто их не останавливает.
* * *
Смешно: в век победившей оригинальности лучший способ оказаться фриком - одеваться в строгую, веками проверенную классическую одежду. В мире, оккупированном уродством, красота - самое страшное преступление.
* * *
Здесь нет и никогда не было времени: зачем нужно этому городу считать удары своего сердца, если стучать оно будет вечно? Часы нужны тому, кто ждет конца; здесь же не завершения.
* * *
Тот, кто живет быстро, не успевает увидеть медленного.
* * *
Нельзя не запомнить губы, произносящие твой приговор.