ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
16+
100 Book Challenge: #24 Мы - это музыка
Культура
1 4061
29 июня 2016

100 Book Challenge: #24 Мы - это музыка

Было бы несправедливо ограничить список книг только художественной литературой. Поэтому сегодня мы решили совместить приятное с полезным, обсудив творение англичанки Виктории Уильямсон в жанре non-fiction на тему психологии музыки. Об этой книге мы упоминали ранее в рамках рубрики Литературные новинки. Пришло время раскрыть секреты о том, как музыка воздействует на наш мозг, здоровье и жизнь в целом.

#24: Мы - это музыка / You Are The Music

Оценивать non-fiction всегда труднее, чем художественную литературу, потому что этот жанр изначально не планирует развлечь читателя, но может вызвать интерес какими-то новыми сведениями. Впечатления от книги у меня остались двоякие. Сама тема психологии музыки интересна мне, потому что музыка окружает нас с самого детства и сопровождает нас всю дальнейшую жизнь, даже если мы не всегда замечаем ее рядом. В книге описано много любопытных экспериментов и наблюдений, как музыка влияет на наш мозг. Есть возможность узнать что-то новое, причем получить не голую теорию, а статистические данные по этой теме. Не то что бы я зануда, но каждый ведь сам знает и понимает, что любимая музыка способна вызвать эмоциональную реакцию узнавания, ритмичные движения в такт, успокоить и расслабить после трудного дня, помочь проснуться рано утром, скрасить рутинную работу, не требующую особой концентрации внимания и мыслительного процесса, синхронизировать в такт движения при занятии спортом, настроить на романтичный или ностальгический лад, вызвать напряжение или страх при просмотре фильма и т.п. Вовсе не обязательно быть при этом психологом, чтобы понимать определенные процессы и видеть пусть не детальную, но общую картину воздействия.

Но всё-таки Викторию Уильямсон хочется похвалить за ее труд. Во-первых, заметна ее компетентность в этом вопросе невооруженным взглядом. Она ссылается на многие источники информации, а следовательно досконально изучила свою тему вдоль и поперек, прежде чем писать о ней книгу. Во-вторых, мне понравилась подача материала. Если бы эта книга была написана сухим языком с изобилием различных терминов, то я наверняка не дочитал бы ее так скоро, потому что специализированная литература в 40-градусную жару утомляет гораздо быстрее. Но она приводила вполне доступные для понимания примеры, что значительно упрощало процесс и помогало усвоить новую информацию. Например, об отличии между эпизодической и семантической памятью:

Рассмотрим апельсин (просто я ем апельсин, когда пишу эти строки): эпизодическое воспоминание о нем может быть воспоминанием о походе по магазинам, когда вы в последний раз покупали апельсины, или воспоминанием о чудесном обеде с апельсинами на десерт; а семантическим воспоминанием будет знание о том, как съесть апельсин или приготовить блюдо с апельсином в качестве ингридиента.

В-третьих, мне нравится, что в каждой главе есть введение и подведение итогов в конце. Прям вспомнил свои студенческие годы, где на каждую работу обязательно стоило дописать вывод. В прочем, сама книга - это и есть дипломная работа с кучей ссылок и четкой структурой развития темы. Что нового я отсюда узнал? Ну, тут очень хорошо объясняется, что такое РОР ("мамин язык") и для чего он нужен. Никогда не задумывался над этим. Впервые узнал о таком диагнозе, как амузия. И, конечно, мне было интересно читать про разные условия экспериментов. Особенно понравилось про адекватность музыки в супермаркетах, когда продажи французского вина под французскую музыку увеличивались. Или стало понятно, почему в кафе или магазинах всегда ставят фоновую музыку. Но самым важным открытием для меня стало научное объяснение моих вкусов, предпочтение именно слезовыжимательных вокальных баллад с надрывом в голосе и драматических фильмов.

Когда случается что-то действительно печальное, мозг реагирует на слезы, выделяя нейромедиаторы, смягчающие остроту мучительных эмоций. Именно поэтому многим становится лучше, если они выплачутся (или по крайней мере их боль притупляется). Слушая грустную музыку в отсутствие события, которое вызвало бы печаль, мы создаем внутри некую "псевдопечальную" ситуацию и тем самым обманываем ум, заставляя считать, что мы горюем, хотя на самом деле все в порядке. По словам Дэвида Гурона, выделяется пролактин без душевной боли, так что в итоге вам становится довольно хорошо.

Теперь я знаю, как именно называется мой любимый наркотик, вызывающий катарсис и душевное удовлетворение)) В общем, советую почитать книгу тем, кто интересуется психологией вообще и музыкальной психологией в частности. Хотя книга на самом деле универсальна. Музыкантам будет приятно послушать похвалы в свой адрес, молодым мамам наверняка будет интересно узнать про роль музыки в жизни новорожденных, а для фанатов статистики тут много-много разных циферок и экспериментов.

Цитаты:

Да, можно найти существенную связь между количеством часов солнечного света и потреблением мороженного, но это не означает, будто солнце выходит оттого, что кто-то ест мороженное.

* * *

Вы не придете в форму, если будете смотреть спорт по телевизору; вы придете в форму, если будете тренироваться.

* * *

Ожидание - одна из главных причин раздражения: людям приходится ждать у примерочной кабинки, в очереди к кассе, ждать, пока принесут заказанные блюда или счет. Лучшие компании сокращают воспринимаемое время ожидания, применяя методы "заполнителей" времени. Пример - в ресторане в ваш стакан периодически доливают воду, чтобы создать ощущение обслуживания, хотя заказанный обед еще не подан. В таком случае обычно складывается более благоприятное впечатление об уровне заведения.

* * *

У взрослых для выражения смысла есть удобный инструментарий: синтаксис, семантика и просодия (изменения высоты, выделение важных моментов и ритм). Пытаясь общаться с малышами, еще не овладевшими речью, мы вынуждены ограничиваться просодическими средствами, при этом склонны их утрировать; отсюда – музыкальная РОР (речь, обращенная к ребенку). Это позволяет быстро передавать элементарные сообщения о намерениях, такие как запрещающий жест («Нет, не трогай»), одобрение («Какой ты умница!»), указание («Ложись, пора спатеньки») и утешение («Тихо, все хорошо, папа здесь»).

* * *

Решающий период максимальной пластичности мозга мы переживаем в раннем возрасте, когда объемы усвоенной информации превосходят все, что позже за такое короткое время удастся выучить. Но теперь известно, что гипотеза, будто наш ум после этого периода «застывает», приняв раз и навсегда определенную форму, неверна: мозг остается пластичным всю жизнь. Это означает, что нам никогда не поздно учиться, а мозгу – меняться.

Источник: I-GENCY.RU
Теги: книги, виктория уильямсон
Автор Публикации:

Комментарии:
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться
Almeriya 29 июня 2016
1
+
Вот про спорт точная цитата)