ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
16+
100 Book Challenge: #12 Любовница французского лейтенанта
Культура
0 4569
08 марта 2016

100 Book Challenge: #12 Любовница французского лейтенанта

Совсем недавно мы продолжили знакомство с серией "Чужие игры" Татьяны Коган, оценив второй роман Мир, где всё наоборот. А сегодня обсудим произведение английского писателя Джона Фаулза "Любовница французского лейтенанта", опубликованное в 1969 году. Фаулз был одним из немногих постмодернистов, который решил затронуть в своем романе истоки феминизма, психоанализ и традиции реализма.

#12: Любовница французского лейтенанта / The French Lieutenant's Woman

Порой мы пытаемся предугадать сюжет книги только по ее названию. Вот и я долгое время обходил известный роман Фаулза стороной, потому что мне казалось, что он будет похож, например, на "Доктора Живаго", что здесь главная героиня непременно будет мириться с тяжкой долей, покуда предмет ее любовных терзаний залечивает послевоенные травмы психологического характера. Ничуть не бывало! Во-первых, лейтенант оказался всего лишь разменной пешкой в запутанной партии. Во-вторых, действие романа возвращает нас в викторианскую эпоху. Стоит отметить, что ретроспективный взгляд Фаулзу удался. В сюжете он часто упоминает, что пишет историю прошлого, опираясь на современные доводы и факты. Автор позволил себе рассказать о том, чего не увидишь в высокоморальных романах Диккенса, поскольку в те времена были совсем другие законы жанра. Но атмосфера XIX века воссоздана кропотливо и убедительно. Фаулз явно изучил множество материалов по теме, дабы не быть голословным, приводя интересные примеры из истории и выдержки старинных документов в эпиграфах. Мне импонирует, когда писатель не только рассказывает что-то увлекательное, позволяя скрасить досуг за приятным занятием, но и дает возможность получить какие-то дополнительные знания. Я, например, с огромным удовольствием читал про невероятные случаи, вызванные женской истерией. Да и вообще интересно сравнивать моральные устои общества разных времен.

Уж коли начал говорить больше об авторе и его мастерстве, то следует забежать немного вперед и выразить свое мнение по поводу многовариантности финала. Я с фаулзовской изюминкой столкнулся еще в "Волхве", но тогда мне это не понравилось, потому что привыкаешь всё-таки к однозначной развязке. Здесь он тоже предлагает три варианта развития событий. Первый из них был слишком ироничным, второй оказался более мелодраматичным и третий, пожалуй, больше всего пришелся мне по вкусу своим реализмом и естественностью. Вот именно этого мне не хватило у того же Диккенса в "Больших надеждах". Сам автор наверняка просто заигрывает с читателем, якобы его герои более свободны и живы, поэтому вольны поступать так, как им вздумается. Действительно получилось весьма оригинально, когда писатель появляется в своей же книге и подкидывает монетку, чтобы выбрать дальнейшую судьбу для Чарльза. Но я не верю, что в голове Фаулза изначально не была сформирована концепция всего романа. В конце концов, нежелание делать определенный выбор за судьбу героя - это ведь тоже выбор автора. Ведь он сам пишет об этом:

"Литература, как правило, делает вид, что отражает действительность: автор выводит противоборствующие стороны на ринг и затем описывает бой, но на деле исход боя предрешен заранее: победа достается той стороне, за которую болеет автор. И в своих суждениях о писателе мы исходим из того, насколько искусно он умеет подать материал - то есть заставить нас поверить, что поединок не подстроен".

Ну и в заключении полагается всё же сказать немного о самом сюжете. Опять же по типу классического викторианского романа Фаулз играет на любопытстве читателей, описывая странную женскую фигуру с сердечной тайной, о которой знают все в Лайме, кроме нас и Чарльза. Со странностью Сары он немного переборщил, потому что логику в ее поступках я так и не смог установить. Если бы она была заочно знакома с Чарльзом, то могла бы еще спланировать хитроумную комбинацию для привлечения внимания к своей персоне. Но становиться добровольно изгоем общества в маленьком городке - это выше моего понимания. Тем более, что она и без подмоченной репутации была женщиной весьма прогрессивных взглядов, что уже выделяло ее из толпы того времени. Чарльз не вызывал никакой симпатии или сочувствия, как любой неприспособленный к жизни джентльмен. Но вот за смелость его стоит похвалить. Не каждому хватило бы духу бросить свою жизнь и положение в обществе к чертям собачьим, только исходя из желания быть честным с самим собой. И это тот человек, который стеснялся открыто симпатизировать теориям Дарвина в разговоре с доктором! Что лучше для Эрнестины? Мне сложно сказать. Вроде и правильно, что ей дали шанс на взаимное чувство. А вроде она не настолько прозорлива, поэтому могла бы вполне счастливо прожить в блаженном неведении. В общем, тут есть над чем подумать. Но мотивации в действиях Сары явно не хватило мне. Она так и осталась для меня во всех отношениях женщиной со странностями.

Цитаты:

Ему следовало бы сказать себе: "Я обладаю этим сейчас, и потому я счастлив"; вместо этого он — совсем по-викториански — говорил: "Я не могу обладать этим вечно, и потому мне грустно".

* * *

Его слушательница почувствовала, что в ней нуждаются, а девушка, которая чувствует, что в ней нуждаются, уже на четверть влюблена.

* * *

Мы привыкли к тому, что женщины, как товары на полках, терпеливо ждут
своего покупателя, а мы заходим в лавку, рассматриваем их, вертим в руках и выбираем, что больше приглянулось, - пожалуй, эту... или вон ту? И если они мирятся с этим, мы довольны и почитаем это доказательством женской скромности, порядочности, респектабельности.

* * *

Если вы не в состоянии съесть больше одного яблока в день, что за прок жить в саду, где ветки ломятся от плодов, вид которых вам уже осточертел? Пожалуй, яблоки показались бы слаще, если бы вам выдавали только по штуке в неделю.

* * *

Ничто так ясно не свидетельствует о счастье в доме, как счастливая горничная у его дверей.

Источник: I-GENCY.RU
Теги: книги, фаулз
Автор Публикации:

Комментарии:
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться