i-lphabet: Экранизации
Экранизация — интерпретация средствами кино произведений другого вида искусства, чаще всего, литературных произведений. Литературные произведения являются основой экранных образов кино с первых дней его существования. Так, одни из первых экранизаций — работы основоположников игрового кинематографа Жоржа Мельеса, Викторена Жассе, Луи Фёйяда, перенесших на экран работы Свифта, Дефо, Гёте. Основной проблемой экранизации остается противоречие между чистым иллюстрированием литературного или иного первоисточника, буквальным его прочтением и уходом в большую художественную независимость. При экранизации режиссер может отказаться от второстепенных сюжетных линий, деталей и эпизодических героев, или, наоборот, ввести в сценарий эпизоды, которых не было в оригинальном произведении, но которые лучше передают, по мнению режиссера, основную идею произведения средствами кинематографа. Сегодня мы вспомним несколько удачных примеров экранизаций.
Мемуары гейши / Memoirs of a Geisha
(2005, США)
Артур Голден - тот самый мужчина, который осмелился приоткрыть завесу таинства над культурой Японии и объяснить европейским зрителям, кто такие гейши. Эта история жизни маленькой девочки Чибо с пронзительными глазами, которая проделала свой длинный путь от служанки окейи до самой желанной женщины Японии с красивым именем Саюри. И все это было ради любви к председателю. Любви, которая со временем не угасла, а становилась только крепче. Удивительно чувственная история, совмещающая преданность, силу воли, зависть и любовь.
Зачастую экранизации проигрывают своему первоисточнику, так как режиссерам сложно конкурировать с воображением читателей и невозможно передать красоту слога автора. Но есть несколько фильмов, которые смотрятся на большом экране так же великолепно, как сама книга. Роб Маршалл со своей командой проделал удивительную работу. Ведь не зря же картина получила три статуэтки Оскар, две из которых присудили за роскошные костюмы и великолепные декорации. Но даже эта красота меркнет в сравнении с глазами цвета воды главной героини Саюри-сан. Такие ленты бесспорно можно назвать произведением искусства, ибо они восхищают эстетикой и утонченностью.
Голодные игры / The Hunger Games
(2012, США)
Экранизации молодежных бестселлеров хоть и не приносят Оскары, но зато собирают баснословные суммы в мировом прокате. Трилогия Сьюзен Коллинз не стала исключением. В государстве будущего формата Капитолий во главе с президентом Сноу держат в ежовых руковицах 12 дистриктов. А чтобы жители не смели перечить, раз в год устраивают показную порку в виде реалити-шоу, где на арене сойдутся обычные мальчишки и девчонки. Но только один из них сможет уйти с арены живым. Именно он станет победителем Голодных игр.
Идея с игрой на выживание обречена на успех у читателей. Особенно если в этих кровожадных играх участвуют дети. Все самое интересное происходит именно на арене, как и в книге. Вот тут начинается динамика, адреналин, напряжение, которые сопровождаются отличными спецэффектами. Дженнифер Лоуренс и Джош Хатчерсон вскоре после выхода фильма стали кумирами тинейджеров и получили награду Mtv, сдвинув с пьедестала Кристен Стюарт и Роберта Паттинсона, забиравших молодежную кинонаграду три года подряд.
Кармен / Carmen
(2003, Испания, Великобритания, Италия)
Особенно сложно приходится режиссерам, которые собираются экранизировать всем известную классику. Конечно же, только испанцы могут показать ту самую обжигающую страсть, присущую новелле Проспера Мериме. Это невозможно сыграть. Это должно быть в крови. Висенте Аранда не стал переделывать сюжет и старался максимально точно следовать оригиналу. И у него действительно здорово получилось. Фильм получил сразу 7 номинаций на премию Гойя. В основном, за художественное соответствие. Костюмы потрясающие. Это даже неудивительно, что их отметили наградой.
Но главным козырем фильма стал не антураж 30-ых гг. XIX века, а блестящая актерская игра. Харизматичная Паз Вега поражает не столько своей красотой, сколько природным шармом. Вот так должна выглядеть настоящая роковая красавица, которая может свести с ума любого мужчину. Просто нереальная энергетика и испанский темперамент, взгляды, жесты… Хосе сыграл талантливый актер Леонардо Сбаралья. В этой истории персонаж Хосе более сложный, потому что он меняется под гнетом безудержной любви, сжигавшей его сердце. Именно в его глазах отражается любовь до безумия. Сбаралья отлично передает эмоции. В его ревности, как и любви, не сомневаешься ни на секунду. Написано много отличных произведений в литературе. Но если вы хоть раз в жизни пересеклись с Кармен, ее образ навечно застрянет у вас в голове.
Чтец / The Reader
(2008, США, Германия)
Одно место в нашей подборке заслужил Стивен Долдри за свое умение перекладывать на пленку непростые романы ("Часы", "Жутко громко и запредельно близко"). Как и в романе Бернхарда Шлинка события фильма условно можно разделить на три части, в каждой из которых поднимается определенный риторический вопрос. Всё начинается со знакомства юного Михаэля Берга с Ханной Шмитц. Молодой парнишка влюбляется во взрослую женщину, которая становится его проводником во взрослую жизнь. Их отношения становятся первым спорным моментом. Они вполне комфортно проводят вместе время в стенах спальни, но что станет с их любовью за пределами квартиры?
Второй важный момент заключен в вопросе: «Стоит ли раскрыть тайну человека ему во благо, если он сам этого не хочет?». А Третий — ответственность за содеянное. Небольшие различия с романом есть. Но все нюансы с лихвой окупила феноменальная игра Кейт Уинслет. Какое наслаждение смотреть, как Ханна эмоционально реагирует на прочитанные Михаэлем строки! Именно эта невинность делает ее образ уникальным. С одной стороны Ханна предстает перед зрителями, как человек тонкой душевной организации, но ее другую сторону показывают на судебном заседании в качестве ответчицы, где она весьма откровенно отвечает на обвинительные вопросы и даже не пытается оправдаться. Это очень сильное произведение, которое заставляет задуматься. Обязательно прочитайте книгу Бернхарда Шлинка.
Облачный атлас / Cloud Atlas
(2012, США, Германия, Гонконг, Сингапур)
Закрывает нашу подборку экранизация бестселлера Дэвида Митчелла о пяти реинкарнациях. Фильм получился даже более сентиментальным. Но основные идеи о перерождениях души, о развитии цивилизации и о том, что ее губит, остались на месте. Просто добавили чуть больше любви и больше динамики для зрелищности. Стоит смотреть крайне внимательно, чтоб разобраться в этой мозаике чередующихся лиц, поскольку каждый актер примерил на себя образ различного пола, эпохи и расы. Гримеры сделали невозможное. Но чтобы еще сильнее запутать зрителей, при монтаже все истории перемешали друг с другом.
И стоит отдельно отметить, что задумка взять разных режиссеров вышла весьма удачной и уместной, поскольку сам Митчелл писал роман в разных стилистиках. И здесь этот эффект сохранился. Ощущение, будто смотришь несколько фильмов сразу, отличающихся не только по жанру, но и по стилю. Хотя не обошлось без изменений. Так, например, из интересной антиутопии «Оризон Сонми-451» сделали футуристический боевик. А вот «Письма из Зедельгема» намного ярче смотрятся на экране. Том Хэнкс прекрасен в образе Закри. Холли Берри идеально подошла роль Мероним. Джим Бродбент одинаково хорош и в роли Эйрса, и в роли Тимоти Кавендиша. А Джим Стёрджесс обезумно хорош в роли Хэ-Джу. Бен Уишоу просто идеален в образе Фробишера. Сложно узнать в предводителе Конов Хью Гранта и Сьюзен Сарандон в образе мужчины.