Рената Литвинова: поздравляем с Днем Рождения!
Сегодня исполняется 47 лет невероятной, загадочной, безумно талантливой и просто запредельной Ренате Литвиновой. Что мы знаем о ней?
Рената Литвинова родилась в Москве в семье врачей. В 1984 поступила на сценарный факультет ВГИКа. Как актриса дебютировала в фильме Киры Муратовой «Увлеченья» в 1994, как режиссёр — в фильме «Нет смерти для меня». Широкая известность пришла к ней после съёмок в сериале «Граница. Таёжный роман» и телевизионных проектов на НТВ и Муз-ТВ. Литвинова прошла путь от сценариста, вдохновившего Киру Муратову, Юрия Грымова, Валерия Тодоровского, до режиссёра собственного фильма «Богиня: как я полюбила». С 2005 по 2011 год сняла несколько музыкальных клипов певице Земфире.
В 2008 в прокат вышел полнометражный документальный фильм Литвиновой «Зелёный театр в Земфире». Фильм-концерт, в котором отрывки из выступления певицы перемежаются с её монологами о самом важном. Рената Литвинова сотрудничает в качестве дизайнера в фирме Zarina, под её личным брендом выпущено несколько образцов одежды.
Неоднократно высказывалась против гомофобии, расизма, фашизма. В 2012 году приняла участие в фотопроекте Harper’s Bazaar «Я против!». В феврале 2013 года, отвечая на вопрос журнала The New Times, выступила со словами поддержки в адрес гомосексуальных подростков: «Когда ты один против всех — надо внутри себя иметь силу и знание, что наступит время, когда, пойдя против всех, но сохранив именно себя, ты будешь правым». Позже присоединилась к антигомофобной кампании «Будь сильнее», в видеообращении для которой высказала аналогичное мнение.
Отец — Мурат Аминович Вергазов - потомок старинного татарского рода из города Касимова Рязанской губернии. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.
Мать — Алиса Михайловна Литвинова.
Первый муж — Александр Антипов, кинопродюсер.
Второй муж — Леонид Добровский, бизнесмен.
Дочь — Ульяна Леонидовна Добровская.
Театральные работы
МХТ им. Чехова — «Вишнёвый сад», по пьесе А. Чехова, реж. Адольф Шапиро — Любовь Андреевна Раневская
«Шага» М. Дюрас, постановка Мари-Луиз Бишофберже
«Свидетель обвинения» А. Кристи, постановка Мари-Луиз Бишофберже — Ромэйн
Музыкальные клипы
«Речной Трамвайчик», Алла Пугачёва
«Ты мне пишешь», Юля Бужилова
«Прогулка» Земфира
«Блюз», Земфира
«Самолёт», Земфира
«Итоги», Земфира
«Отымела», Корней
«Мы разбиваемся», Земфира
Рената Литвинова никогда не снималась в клипах группы «Агата Кристи». Но по ее сценарию были сняты клипы на песни «Моряк», «Триллер» и «Веселый мир».
Награды
Лучший актёрский дебют «Кинотавр» за роль в х/ф «Увлеченья» (1994)
«Женщина-стиль» приз кинопрессы за роль в х/ф «Увлеченья»
Лучшая женская роль на КФ в Екатеринбурге за роль в к/а «Три истории»
Лучшая женская роль второго плана на МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге–Юрмале за роль в к/а «Три истории»
Лавровая ветвь за д/ф «Нет смерти для меня»
Государственная премия Российской Федерации за роль в х/ф «Граница. Таёжный роман»
Молодёжный грант Триумф
Лучшая женская роль на РКФ «Литература и кино» в Гатчине за роль в х/ф «Небо. Самолёт. Девушка»
Заслуженная артистка Российской Федерации
Лучшая женская роль на КФ «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге за роль в х/ф «Настройщик»
Специальное упоминание жюри МКФ goEast в Висбадене за роль в х/ф «Богиня: Как я полюбила»
Специальное упоминание жюри МКФ goEast в Висбадене за роль в х/ф «Настройщик»
Лучшая женская роль «Кинотавр» за роль в х/ф «Мне не больно»
Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства
Серебряная калоша 2009. Номинация № 1 «Очень нужны деньги, или Кидалово года»Медаль Пушкина
Факты
Сайт, который называется официальным, не имеет отношения к Ренате Литвиновой (по её собственным словам).
Дмитрий Быков считает, что Литвинова «привила себе сумасшествие» подобно тому, как врач прививает себе вирус (для изучения недуга).
Литвинова одержима темой смерти, в чём сама признаётся.
Выдержки из интервью журналу Interview c Татьяной Толстой:
«Я бы никогда не поменяла гения на черт-те что. Гений — это же самое возбуждающее!»
"Честно, для меня до сих пор загадка, где можно встретить кого бы то ни было. В местах нашего обитания настоящие мужчины не водятся. Впрочем, мы можем перейти к теме творчества."
"У меня, например, нет четкого разделения на мертвых и живых. Бывает, я договариваюсь с человеком, чтобы тот, когда умрет, мне оттуда прислал сигнал. И присылают."
"Весьма пишущая территория. Правда, места гениев сейчас вакантны. Так же, как и в кинематографе, пока ничего не народилось такого. Вот двадцатые годы пойдут — и начнутся гении."
"Наоборот, я думаю о смерти как о некоем избавлении, облегчении. Конечно, когда я умру, это будет определенной травмой для людей, которые ко мне хорошо относятся. Но мне-то будет хорошо. Здесь, в этом мире, одно сплошное испытание, столько всяких компромиссов… Ну как вам сказать? Здесь все равно нужно пострадать, играючи до конца все равно ты не дойдешь. Придется много горя отхлебнуть."
"Уж и так я веду аскетичный образ жизни, в целибате пребываю.(Смеются.) А потом с удивлением читаю желтую прессу. Уж лучше грешной быть, чем грешной слыть. Но вообще быть полным святейшеством как-то пошло."
"Моя роль в «Последней сказке Риты» — это мое прошение о справедливости. Я прочитала кучу мифов разных народов — о том, как приходит смерть, кого она уважает и как провожает. Знаете, сколько есть разных верований? Мне понравилась история о том, как смерть приходит к человеку во сне, чтобы предупредить его за три дня — если она тебя уважает, то обязательно предупредит. Как перед казнью, когда тебе дают три желания. Вот такая должна быть смерть."
"В детстве все равно все построено на ощущениях. Часто я была несчастна, одинока. Мои первые воспоминания связаны с бабушкой, я все время у нее отдыхала. Все-таки это что-то радостное: как бабушка брызгается духами, как я в ботинки ее духи выливаю… И дедушка, который постоянно режет мне яблоки, счищает шкурку. А с другой стороны — крышка гроба на лестнице, мешавшая мне войти в подъезд. И еще помню, как не могла вторгнуться в какую-то ужасную историю: мальчишки во дворе били ногами умирающего голубя. Я хотела его отобрать у них, а они мне его не давали, все били его, били… Потом я все-таки забрала голубя домой, и он у меня выздоровел."
И все-таки есть ощущение, что о настоящей Ренате мы почти ничего не знаем.. Однажды на Неделе моды мы встретились с ней рядом с бекстейдж Zarina и она так легко мне улыбнулась, что я тут же улыбнулась ей в ответ. Даже и говорить ничего не нужно было)
С Днем Рождения, Рената! Желаем дальнейших творческих успехов и новых высот!