ЭФФЕКТ ДЕЖАВЮ (РАЗГАДКА)
ТАЙНА ЭФФЕКТА ДЕЖАВЮ
В свое первое посещение Крыма мне довелось испытать странное чувство - будто я уже здесь когда-то бывал. Горы! Море! Какое-то все родное вокруг, знакомое... Машина только начинала поворот, а я уже предвидел, что увижу за ним. И редко когда ошибался! Аналогичное ощущение доводилось испытывать и на экскурсиях. Созерцая какую-нибудь из достопримечательностей, коих в Крыму не счесть, я был уверен, что уже в свое время видел ее. Да и даже просто шагая вдоль линии прибоя, часто ловил себе на мысли, что ее конфигурация пронзительно знакома мне...
Так что же это? память о прошлой жизни? мистика? А может, так называемый эффект дежавю?
Выражение «дежавю» происходит от французского deja vu, что в буквальном переводе означает «уже виденное». Впервые данный термин предложил использовать французский психолог Эмиль Буарак, описавший таинственное явление в своей книге «Психология будущего».
С тех пор минуло более века, но однозначного ответа на вопрос, что же такое дежавю, сегодня нет ни у маститых ученых, ни у именитых эзотериков.
Ясно только одно: это совершенно особое состояние, когда ситуация, происходящая в настоящий момент, кажется знакомой настолько, будто ее уже переживали. В какой-то момент вы ловите себя на мысли, что комната, в которой находитесь, предметы интерьера и люди в точно таком же сочетании уже случались в вашей жизни. Но в следующую секунду все проходит, прошлое, настоящее и будущее встают на привычные места, а от пережитого чуда остается только воспоминание. И вопросы, на которые не имеется ответов.
Существует три основных позиции, с которых в настоящее время пытаются объяснить т. н. эффект дежавю:
- научная (объясняет эффект особенностями психофизического состояния человека в определенные моменты)
- игры подсознания
- память предков (эффект дежавю даже иногда приводят как доказательство существования реинкарнации – дескать, все это мы уже видели в прошлой жизни)
Удивительно, но почему-то никто из научной братии и не пробует найти этому явлению более прозаичного объяснения. А ведь оно лежит на поверхности (по крайней мере, именно так показалось автору сих строк после преодоления им очередного витка крымского серпантина минувшим летом)
Но прежде чем раскрыть тайну, предлагаю всем совершить небольшое воображаемое кинопутешествие по нескольким, всем известным фильмам. Выдернем лишь несколько из алфавитного списка:
"АЛЫЕ ПАРУСА"
Карадаг и знаменитый профиль М.Волошина
«БУРАТИНО» («Приключения Буратино»):
(Эпизод на Байдарских воротах недалеко от Фороса)
«В поисках капитана Гранта»
Яхта "Дункан" проходит мимо Канар, в роли которых, как не трудно заметить, выступает Аю-Даг (вид со стороны Гурзуфа)
«ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ»
(Знаменитое «Ласточкино гнездо»)
"КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА"
(В «роли» психдиспансера Симферопольский консервный завод)
«МОРСКОЙ ОХОТНИК»
"ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ"
(Майор Джек Хэссолт с сообщниками прогуливается по пляжу в Судаке)
(Дизельная подводная лодка выходит из Балаклавской бухты)
"ПИРАТЫ 20 ВЕКА"
(Голубая бухта. За кормой пиратского корабля гора Сокол)
«СПОРТЛОТО 82»
(На фоне Караул-Обы)
(Биостанция в Курортном возле Карадага)
«ТРИ ПЛЮС ДВА»
(Трасса Симферополь – Керчь)
"ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ"
(Охота на Ихтиандра (под скалой Ифигения в Кастрополе)
(Отвесные обрывы Карадага и мыса Айа)
«ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ»
(Американский городок Дикого Запада Санта Каролина (на берегу Тихой бухты под Коктебелем)
"9 РОТА"
Задумайтесь только, сколько фильмов – этих "поставщиков" зрительных образов для нашего мозга - в свое время было снято в Крыму! Да и не только там. Отложившийся в нашей памяти кадр натурных съемок из какого-нибудь фильма настолько глубоко прячется в ее бездонных недрах (зачем помнить о нем, ведь это ж кино! выдумка!), что мы, оказавшись на месте былых съемок, недоумеваем, почему оно кажется нам знакомым. О фильме мы и не вспоминаем, но вот этот кадр просто навязчиво маячит перед глазами..."Да, да, я когда-то был здесь!" - хочется воскликнуть, глядя, к примеру, на известную крымскую достопримечательность - замок "Ласточкино гнездо".
Но, оказывается, ты это уже видел в фильме "Десять негритят", упомянутом выше.
Перечень упомянутых фильмов, рожденных под крымским солнцем, даже нельзя назвать неполным. Это - ничто! Счет кинокартинам идет на многие сотни, если не тысячи. Да и, собственно, дело не в Крыме. Этот излюбленный киношниками полуостров взят исключительно ради примера. Да и связь эффекта дежавю с кино - это лишь авторское предположение. Но забавно, что само понятие "дежавю" появилось почти в одно время с возникновением синематографа. Странное совпадение, не правда ли?