Кинобитва полов: Best Foreign Language Film
Первый раунд нашей кинобитвы завершился со счетом 3:2 в пользу сильного пола. Лучшим фильмом на тему "Потеря памяти" признали голливудский триллер "Забытое". Победитель первого раунда определил новую тему кинобитвы - Oscar: Best Foreign Language Film. Напоминаем, что у вас есть один день на голосование. И пусть победит сильнейший!
Oscar: Best Foreign Language Film
1. Король воров / König der Diebe (2004, Нидерланды, Бельгия, Германия, Словакия, Австрия, Чехия, Франция, Словения)
Поскольку в первом раунде в «Кинобитве полов» я победил с перевесом в один голос, то и тему следующего раунда тоже выбирал я. Искать подходящий фильм не пришлось, потому что у меня он давно лежал на примете и ждал своей очереди. Я все равно не хотел брать что-то раскрученное. А с этим фильмом вышла презабавная ситуация. Главные герои родом из украинской глубинки, но говорят по-русски. Действие разворачивается в Германии, но данная лента представляла Словакию на Оскаре в 2004 году.
Сразу заметно, что эта социальная драма изначально метила на награды, поскольку за основу взяли тему торговли детьми и детскую проституцию. Барбу и Мимма устраивали импровизированные цирковые номера у себя в деревне. Некий фокусник Карузо иногда заезжал туда за новыми талантами, покупал их у родителей и перевозил затем в Германию, якобы сделать там из них звезд цирковой арены. Но бывший циркач давно использует свои таланты не по назначению. Он дрессирует ловких мальчишек, заставляя их воровать, а девочек продает в бордель. Наивный Барбу верит, что Мимма скоро приедет. Пока одна «ночная бабочка» не открывает ему глаза словами: «Я знаю твою сестру! Она у кардинала». Смелый юнец решает выкрасть ее.
Довольно спорный фильм. Детишки сначала умиляют своей гибкостью и артистичностью. Особенно главный герой с большими выразительными глазами, который, не понимая сути слов, повторял всё за Карузо, как цирковая обезьянка. Яков Культиасов был убедителен в образе наивного ребенка, мечтающего стать великим циркачом. Но когда он кроет трехэтажным матом взрослых мужиков с пистолетом в руках, мне становится почему-то и смешно, и грустно одновременно. Смешно, потому что ситуация нелепая до абсурда. Эту моську, тявкающую на слонов, плохие дяди давно бы прихлопнули, как муху газетой. Но грустно, что детей заставляют в кадре курить и сквернословить.
Образ Карузо слишком театральный. Он мне больше напоминает Карабаса-Барабаса, а не главу криминальной группировки. Больше всего мне понравился лысый ангелочек Жюли, сидящий на наркотиках. Очень фактурная мадам. Немецкие женщины вообще отличаются специфичной внешностью. В целом, кино нормальное, но серьезная тема не очень хорошо сочетается с детской наивностью. Иван Фила не смог меня убедить, поэтому из социальной драмы вышла страшная сказка о плохих дядях. А жаль…
-----
2. Центральный вокзал / Central do Brasil (1997, Бразилия, Франция)
Фильм не просто вошел в лонг-лист «Оскара», он сумел утвердиться и в номинантах — лучший фильм на иностранном языке, хотя заветную статуэтку и не получил. А сколько хвалебных отзывов я слышала... Как итог — куча ожиданий и предвкушений, а потом разочарование. Нет, фильм довольно неплох, но ложных надежд не оправдал.
Бразилия показана со всей реалистичностью. Это не богатенькие семьи из стандартных бразильских сериалов. Нищета, грязь, жестокость, когда ты можешь получить пулю за долларовую безделушку. Ну и безграмотность полная, когда люди не умеют писать. Что дает возможность бывшей учительнице Доре, сводить концы с концами на пенсии, за то, что она пишет письма под диктовку на центральном вокзале. Может и отправить эти письма за дополнительную плату... может... но хочет ли? Письмо матери Хосе могло стать очередным «кормом» для урны, но трагическое событие меняет привычный ход жизни Доры. Мальчик остается один против жестокого мира, но и сердце Доры не менее цинично... Так начинается история раскрытия личности, борьбы внутренней доброты с жестокой оболочкой, выработанной за годы несчастливой жизни. История в пути, и какая конечная остановка будет для каждого из героев, не только физически, но и душевно, можно узнать лишь в конце.
Начало не может оставить равнодушным, смотришь и содрогаешься продемонстрированной жизни. Но дальше сложней удержать внимание. История развивается весьма предсказуемо. Выехать можно ей на двух вещах: жалость к мальчику, интерес к раскрытию личности Доры. Но мальчика, конечно, жалко, но особо Хосе не затронул мое сердце, не заставил сопереживать своему герою, я четко осознавала, что это просто персонаж, пусть, я на 100% и уверена, что вполне реально существующий не в одном даже экземпляре, которых действительно жаль. С одной стороны, он сильный, самовольный, умный, но все же, когда есть с чем сравнить, не то, какая-то фальшь. К Доре отношение многогранно, она одновременно интересна и скучна, как все серые мыши. В какой-то момент ужасаешься ей, в какой-то жалеешь. Особенно в истории с водителем грузовика, ну люблю я «хэппи».
С другой стороны, огромный плюс картины, что тут нет сахарных розовых соплей, фильм выдержан в холодной реальности. Исключение, пожалуй, составляет предконцовка с чисто бразильско-мыльным моментом. Поставила 7 из 10, за то, что несмотря ни на что, фильм вызывает эмоции, путь двух героев интересен и местами очень колоритен. Но все же не дожал. А может просто не то настроение? В общем, посмотреть стоит, но пересматривать я вряд ли когда-нибудь соберусь.